Презентация на тему "Первые паровозы Черепановых"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Первые паровозы Черепановых" рассказывает об изобретателях-самоучках, сделавших первый в России паровоз. Рассказывается об истории создания паровоза, технических трудностях, с которыми столкнулись браться Черепановы и о самих изобретателях и их судьбах.

Краткое содержание

  • Что такое паровоз;
  • Первый и второй паровозы Черепановых;
  • Братья Черепановы;
  • Технические проблемы при создании паровоза.

Содержание

  • Слайд 1

    Первые паровозы Черепановых


  • Слайд 2

     

    Паровоз— автономный локомотив с паросиловой установкой, то есть использующий в качестве двигателя паровую машину. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам тяговыми транспортными средствами.

  • Слайд 3

     

    Первые паровозы были построены английским инженером Георгом (Джорджем) Стефенсоном в период 1814–1828 гг

  • Слайд 4

    В России изобретение слова «паровоз» приписывается Н.И. Гречу

    До этого паровоз называли по-разному:

    • «самокатная паровая машина»,
    • «паровая фура»,
    • «паровая телега»,
    • «пароходка»,
    • «паровой дилижанс»
    • и даже «пароход».

  • Слайд 5

    Первый паровоз Черепановых был построен в 1834 году

    Это был первый паровоз в истории Российской техники.
    Сегодня модель первого русского паровоза типа 1-1-0, построенного Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

  • Слайд 6

     

    • Он был построен в 1834 г., на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова.
    • Отец и сын Черепановы построили его целиком из отечественных материалов.
    • В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом».

  • Слайд 7

    Вот свидетельство очевидца первого рейса паровоза Черепановых

    «В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами».

  • Слайд 8

    Создатели первого русского паровоза уральские мастера

    Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон Ефимович Черепанов.
    За строительство паровоза, Мирон Черепанов был награжден вольной грамотой (его отец, Ефим Черепанов, получил вольную еще раньше, за строительство паровых машин).

  • Слайд 9

     

    • Это были изобретатели-самоучки крепостные Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон происходили из приписных крестьян Выйского завода.
    • Ефим Алексеевич, будучи плотинным мастером, в 1820 г. своим «искусством и усердием» построил первую паровую машину, приводившую в движение токарный станок и заменившую труд двух человек.
    • Среди почти 25 устройств, сконструированных позднее уральским умельцем с помощью сына, были рукоподъемные, водоотливные, винторезные, строгальные и золотопромывочные машины мощностью от 5 до 60 л.с.
    • По словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил трудившихся».
    • Отец и сын были хорошо знакомы с различными техническими новшествами, внедрявшимися в то время на крупных предприятиях России, Англии и Швеции.

  • Слайд 10

     

    • Между тем начальство Нижнетагильского завода, да и сам заводчик Н. Демидов весьма скептически относились к постройке паровиков. Их гораздо больше беспокоило, почему за границей начал падать спрос на уральское железо.
    • Но никто из них не хотел признавать, что все дело в техническом отставании отечественных заводов, неспособных добиваться высокого качества металла.
    • Чтобы установить истину, Демидов отправил старшего Черепанова в Англию, поскольку считал его толковым и технически грамотным специалистом.
    • Англичане не очень приветливо встретили русского механика, ведь они не были заинтересованы в передаче конкурентам своего опыта и секретов производства металла.
    • Более того, в Англии гостя признали шпионом и перестали пускать на многие заводы.
    • Судя по сохранившимся письмам, Ефиму удалось лишь внешне обозреть чудеса заморской техники, так как к чертежам и документам его не допустили. Тем не менее, со своей главной задачей он справился. Черепанов лишний раз убедился, что для повышения качества выпускаемого на Урале металла необходимо механизировать труд рабочих. А главное – в Англии он впервые увидел в действии рельсовую дорогу с паровой тягой, соединявшую угольные копи Мидлтона с Лидсом.

  • Слайд 11

    Технические проблемы с которыми столкнулись мастера

    • Во-первых, их паровой котел не давал достаточного количества пара. Для решения этой проблемы, они увеличили количество трубок в котле до 80.
    • Еще одной проблемой, было решение задачи заднего хода паровоза. Для этого Черепановы применяют механизм, состоящий из эксцентрического колеса, позволяющий подавать пар в паровой цилиндр так, что бы колеса паровоза начинали вращаться в обратную сторону.

  • Слайд 12

     

    • Вес паровоза Черепановых составлял 2,4 тонны.
    • С грузом в 3,5 тонны, паровоз развивал скорость в 15 км/ч.
    • Для перевозки запасов угля и воды, применялась специальная тележка - тендер.
    • У паровоза было 2 пары колес одинакового размера. Ведущими была только 1 пара.

  • Слайд 13

    Для первого паровоза Черепановых, была построена дорога с чугунными рельсами

    Длина дороги составляла 835 метров (от завода до медного рудника).

  • Слайд 14

    Второй паровоз Черепановых

    В марте 1835 года, Черепановы строят второй паровоз. В отличие от первого паровоза, второй паровоз Черепановых имел большие размеры и ряд конструктивных изменений. Колеса бегунковой пары, на которых не было привода от паровой машины, уменьшили в размерах.
    Перевозить паровоз мог уже 16 тонн, со скоростью 15 км/час.
    рис. Чертеж второго паровоза Черепановых.

  • Слайд 15

    Несмотря на вполне удачные конструкции, паровозы Черепановых не получили распространения

    Причины:

    • противодействие паровозам, подрядчиков конных извозчиков, не желавших терять свои доходы.
    • В качестве топлива, в паровозах Черепанова использовались дрова. Паровоз потреблял их в таком количестве, что очень скоро стала проблема с подвозом их. Весь лес в окрестностях железной дороги был вырублен и дрова приходилось возить из далека.
    • Для использования паровозов Черепанова требовалась целая структура по их снабжению топливом, которая полностью отсутствовала в то время.
    • К примеру, первые паровозы Стефенсона, работали на перевозке угля из угольных шахт, который и использовали в качестве топлива.

    рис. Модель паровоза Черепановых, хранящаяся в музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

  • Слайд 16

    Нелегкая судьба изобретателей

    • За конструирование и постройку различных машин Ефим Черепанов в 1833 г. был награжден серебряной медалью на Анненской ленте. Он и его жена получили вольную.
    • Его сын Мирон стал вольным через три года. Остальные члены семьи оставались крепостными.
    • Тяжело восприняли Черепановы известие о строительстве в 1837 г. под Петербургом первой в стране железной дороги до Павловска (27,5 км) иностранными специалистами и о закупке для нее паровозов в Англии и Бельгии.
    • Нижнетагильская железная дорога работала тогда уже целых два года.
    • В 1837 г. Черепановы строят модель паровоза для промышленной выставки в Петербурге. Однако созданная ими «пароходка» никого не заинтересовала. Ефим Алексеевич скончался в 1842 г.
    • После смерти отца Мирон Ефимович продолжал трудиться на заводах, но в 1849 г. его жизнь внезапно оборвалась.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд