Презентация на тему "Российская империя в конце XIX-начале XX в."

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Российская империя в конце XIX-начале XX в." по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Российская империя в конце XIX-начале XX в.

    Социально-экономическое развитие Культура http://prezentacija.biz/

  • Слайд 2

    Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

    Административное деление – 97 губерний. Перепись зарегистрировала в Российской империи 125 640 021 жителя. К 1913 г. – 165 млн чел. В городах проживало 16 828 395 человек (13,4 %). Крупнейшие города: Санкт-Петербург — 1,26 млн, Москва — 1 млн, Варшава — 0,68 млн. Уровень грамотности составил 21,1 %, причем среди мужчин он был существенно выше чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). По вероисповеданию: православные  — 69,3 %, мусульмане — 11,1 %,  католики  — 9,1 % и иудеи — 4,2 %. Сословия: крестьянство — 77,5 %, мещане — 10,7 %, инородцы — 6,6 %, казаки — 2,3 %, дворяне  — 1,5 %, духовенство — 0,5 %, почетные граждане  — 0,3 %, купцы — 0,2 %, прочие — 0,4 %.

  • Слайд 3

    Классовая структура общества

    Буржуазия- 1,5 млн. чел Пролетариат – 2,7 млн. чел. К 1913 г. – 18 млн. чел Интеллигенция как особый слой в социальной структуре общества – 725 тыс. чел

  • Слайд 4

    Важно:

    На рубеже XIX-XXвв. социальная деление общества представляло собой переплетение сословной и классовой структур. Складывались группы противоречий: дворянство-буржуазия, буржуазия-рабочие, власть –народ, интеллигенция – народ, интеллигенция – власть. Национальные проблемы. Проблема социальной мобильности. Маргинализация.

  • Слайд 5

    Основные проблемы национальной политики

    Наличие нескольких конфессий (ислам, буддизм, католицизм, лютеранство) Политика русификации в отношении украинского, белорусского, польского и др. народов – рост национализма Еврейский вопрос – «черта оседлости», дискриминация в различных сферах деятельности Сложная обстановка в исламских районах Империи

  • Слайд 6

    Рубеж XIX-XX вв.

    Переход от традиционного к индустриальному обществу Преодоление социокультурной отсталости Демократизация политической жизни Формирование гражданского общества

  • Слайд 7

    Особенности экономического развития России

    Более поздний переход к капитализму Неравномерное освоение территории Различный уровень экономического и социокультурного развития многочисленных народов империи Сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, национальных проблем

  • Слайд 8

     

    Быстрые темпы развития, сжатые сроки складывания фабричного производства. Низкая производительность труда. Система фабричного производства складывалась без прохождения предшествующих стадий ремесла и мануфактуры. Кредитная система представлена крупными коммерческими банками Многоукладность экономики Для России характерен не вывоз, а ввоз капитала Высокая степень концентрации производства и рабочей силы Вмешательство государства в хозяйственную жизнь Слабое включение аграрного сектора в процесс модернизации

  • Слайд 9

    Реформы С.Ю. Витте

    УКРЕПЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ / Укрепление частного предпринимательства 1895 г. – винная монополия 1897- денежная реформа Политика протекционизма Привлечение иностранного капитала Строительство железных дорог

  • Слайд 10

    Рубеж XIX-XX вв.

    За 1890-е гг. введено в строй 5,7 тыс. новых предприятий Наряду со старыми промышленными районами – Уральским, Центральным и Северо-Западным появились новые – Южный (угольно-металлургический) и Бакинский (нефтяной).

  • Слайд 11

     

    1890-е гг. – промышленный бум. Строительство Транссибирской магистрали, КВЖД. 1900-1903гг. – экономический кризис Страны-инвесторы: Франция, Англия, Германия, Бельгия Монополизация промышленного производства и капитала. Промышленный подъем 1909-1913 гг.

  • Слайд 12

    Реформы П.А. Столыпина

    Разрушение общины Указ от 9 ноября 1906 г. Реорганизация Крестьянского банка Скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьянства Переселение крестьян на окраины Указ о военно-полевых судах

  • Слайд 13

    Проекты реформ П.А. Столыпина

    Преобразование крестьянских волостных судов Национальное и вероисповедное равноправие Введение волостных земств Закон о начальных училищах(обязательное начальное обучение) (с 1912 г.) Закон о страховании рабочих (1912 г.)

  • Слайд 14

    Культура Россиивторой половины XIX – начала XX вв.

  • Слайд 15

     

    Культура второй половины XIX в. Великие реформы Рост общественного движения Бурный промышленный подъем

  • Слайд 16

    Особенности культурного процесса

    Усиление интеграционных культурных процессов. Рост экономических связей между городом и деревней. Распространение элементарной грамотности и научных знаний Демократизация образования, создание сети культурно-просветительных учреждений Русская интеллигенция как интеллектуальная сила общественно-политической и культурной жизни Противоречивое отношение государства к вопросам культурной и духовной жизни общества. 1880-е гг. – консерватизм, поддержка православной церкви, влияние церкви на систему школьного образования

  • Слайд 17

    Образование

    1864 г. – реформа в школьном деле: бессословность, право открытия начальных школ земствами, органами городского управления. 1864-1874 гг. – 10 тыс.земских школ; к 1914 г. – 40 тыс. Гимназия (к 1882 г. – 136) как основная форма средней школы + реальное шестиклассное училище 1887 г – циркуляр о «кухаркиных детях».

  • Слайд 18

    Высшее образование

    Университетские уставы 1863 г., 1884 г. Открытие новых университетов (Одесса, Томск) Возникновение отраслевых вузов, преобразование ранее открытых учебных заведений (Петербургский технологический институт, Московское ремесленное училище; Томск, Петербург, Киев, Харьков – открыты политехнические и технологические институты). В конце века – 30 тыс. студентов.

  • Слайд 19

    Печать

    1864 г. – 300 типографий, 1894 г. – 1000. Деятельность книгоиздательств, отличавшихся общественно-идейной направленностью и отраслевой специализацией. А.С. Суворин, И.Д. Сытин («Дешевая библиотека») «Губернские ведомости» во всех губерниях. Из 100 ежедневных газет около 30 выходили в Москве и Петербурге, остальные – в провинции.

  • Слайд 20

    Библиотеки, музеи

    1862 – Публичная библиотека в Москве Распространение книг в народной среде (офени, торговцы мелким товаром)

  • Слайд 21

    Музеи

    Вторая половина XX в. – время появления многочисленных по профилю музеев (всего около 80). Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи.

  • Слайд 22

    Наука (естественные и точные науки)

    Математика Чебышев Теория чисел Теория вероятностей Ляпунов + Марков Ковалевская Физика Столетов Теория магнетизма Фотоэлектрические явления Химия Бутлеров Органическая химия Менделеев Периодическая система химических элементов (1869) Биология Сеченов Рефлексы мозга Мечников Иммунология Тимирязев Фотосинтез География Семенов-Тяньшанский Пржевальский Центральная Азия Миклухо-Маклай Ю.-В. Азия, Океания Техника Яблочков Лодыгин Лампа накаливания Можайский Жуковский Самолетостроение Попов Радио (1895)

  • Слайд 23

    Наука (гуманитарные науки)

    История С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» В.О. Ключевский «Курс русской истории» Языкознание В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» А.А. Шахматов Текстология Философия Материализм Чернышевский Плеханов Идеализм В.С. Соловьев Н.Ф. Федоров

  • Слайд 24

    Музыка и театр

    «Могучая кучка» Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Кюи Мусоргский: «Хованщина», «Борис Годунов» Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Садко» Бородин: «Князь Игорь» П.И. Чайковский (1840-1893) Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Балет: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Первый концерт, симфонии… Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны Петербургская консерватория (1862) Московская консерватория (1866) Главные театры: Малый театр Александринский театр «Дом Островского» 1898 г. – МХАТ Станиславский Немирович-Данченко

  • Слайд 25

    Живопись«Товарищество передвижных художественных выставок»

    В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников Метод (направление) – критический реализм Главная черта – демократизм 108 членов 400 участников выставок (48)

  • Слайд 26

    Архитектура

    Новые задачи архитектуры: строительство фабричных корпусов, железнодорожных вокзалов, магазинов, банковских зданий

  • Слайд 27

     

    Балтийский (Петергофский вокзал) арх. А. Кракау. 1857 г.

  • Слайд 28

     

    Пассаж (Невский пр. и Итальянская ул.) Арх. Р. Желязевич, С. Козлов, Н. Троицкий

  • Слайд 29

     

    Главное здание Нижегородской ярмарки арх. К.ВТрайман, А.Т. Тромбицкий, А.фон Гоген

  • Слайд 30

     

    Политехнический музей в Москве (арх. И. Монигетти, Н. Шохин)

  • Слайд 31

     

    Исторический музей в Москве (арх.В. Шервуд)

  • Слайд 32

    Скульптура

    М. Антокольский А.М. Опекушин М.О. Микешин

  • Слайд 33

    Кинематограф в России

    В России первые демонстрации нового изобретения братьев Люмьер состоялись весной 1896 года в Петербурге - в летнем саду "Аквариум" и в Москве - в театре оперетты "Эрмитаж", летом и осенью того же года - в эстрадных театрах Киева, Харькова, Ростова–на-Дону, Нижнего Новгорода. Начиная с 1903-1904 годов в крупнейших, а потом и в более мелких городах появляются стационарные "электротеатры", так называемые "иллюзионы".

  • Слайд 34

    Культура России на рубеже веков

    Ожидание «великого переворота» Влияние первой российской революции Идеи «нового религиозного сознания» Искусство – путь к осознанию духовных основ мира Проблема взаимоотношения интеллигенции и народа

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд