Презентация на тему "Русская культура 13-18 вв."

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Русская культура 13-18 вв." по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА 13-18вв.

    Кравченко Лана, 1Б2.

  • Слайд 2

    1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.

    2.Следствие: - гибель людей; - падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; - на полвека прекратилось каменное строительство; - разрушены городские соборы; - сгорели литературные памятники 3.Устное народное творчество: новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ; складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о ЩелканеДудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .

  • Слайд 3

    4. Летописание.

    используется бумага, а также пергамент и береста; вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) с 15 в. появляется скоропись; центры летописания: Москва с 1325 г. в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ; появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

  • Слайд 4

    4.Исторические повести, героический эпос.

    - во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ; -исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» - о ЕвпатииКоловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , СофонийРязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. - составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .

  • Слайд 5

    5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках.

    Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. 6.Архитектура: - возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III. -первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

  • Слайд 6

    7.Живопись:

    в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими. -Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)

  • Слайд 7

    Русская культура 16 века.1.Общая характеристика:

    определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка. в 16 в. завершается формирование великорусской народности; в 16 в. появляются элементы светской культуры 2. Общественно-политическая мысль: - создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»; - появляется тезис «Москва – третий Рим» ( Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

  • Слайд 8

    3.Летописание:

    «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного) «Книга Степенная царского родословия» портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного; 16 в . Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций); исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. новые хронографы

  • Слайд 9

    4. Начало книгопечатания:

    1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку», - за 16 в. 20 книг было напечатано. 5. Архитектура: шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском ( в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани). строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах. строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов ( посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности); строительство каменных кремлей.

  • Слайд 10

     

    а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской ( «кита» - связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы; б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города ( современное Бульварное кольцо); в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо); г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах

  • Слайд 11

    6. Живопись:

    Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность)

  • Слайд 12

    Русская культура 17 в1. Общая характеристика:

    складывание всероссийского рынка; появление светских элементов (процесс «обмирщения»). влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев). 2. Просвещение: гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. -массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; - в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно- греко-латинская академия» ( во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников; - процесс накопления знаний; - русские землепроходцы:

  • Слайд 13

     

    а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой; б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения; в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова 3. Литература: «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол; исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. любовная лирика; - «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;

  • Слайд 14

    4. Театр:

    при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты ; - бродячий театр скоморохов и Петрушки. 5. Архитектура: Черты: большая живописность; асимметричны при сохранении цельности и единства; многоцветие и декоративность; наличники; изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье, дивное узорочье)

  • Слайд 15

     

    Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках ( у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д. стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали; стиль нарышкинский ( по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета; б) этажность построек четкая; в) в карнизах декоративные раковины; расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

  • Слайд 16

    6. Живопись:

    Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись; писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд