Презентация на тему "Русская культура и быт в первой половине XVIII в" 10 класс

Презентация: Русская культура и быт в первой половине XVIII в
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10 класса на тему "Русская культура и быт в первой половине XVIII в" по истории. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.54 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Русская культура и быт в первой половине XVIII в
    Слайд 1

    Русская культура и быт в первой половине XVIII в

    Авторы: учащиеся 10 класса МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Кузнецов Андрей и Калеев Алексей Руководитель: Кузнецова Оксана Александровна

  • Слайд 2

    Образование

    Светский характер обучения, а также соединение обучения с практикой, стали главными отличительными чертами новой системы образования. Все это было продиктовано нехваткой образованных людей в России, способных деятельно участвовать в жизни страны в изменившихся условиях. Подготовка специалистов должна была быть проведена в короткие сроки и на высоком профессиональном уровне. Для дворянских детей получение образования с 1714 г. стало обязательным - они получали разрешение жениться лишь после обучения.

  • Слайд 3

    Важно, что учебные заведения, созданные при Петре I, носили всесословный характер. Туда не допускались только крепостные помещичьи крестьяне. В России стали создаваться прежде всего высшие специальные учебные заведения для нужд армии и флота. Первое такое учебное заведение, где готовили штурманов, геодезистов и других специалистов было создано в 1701 г. в Сухаревой башне в Москве. Оно называлось Математическая и навигацкая школа. В 1715 г. эта школа была переведена в Санкт-Петербург и преобразована в Морскую Академию. Арифметические школы оставались в Сухаревой башне до 1802 г.

  • Слайд 4

    В первой четверти XVIII в. были созданы также Артиллерийская (1701), Инженерная школы (1712), медицинское училище (1707), готовившие специалистов в различных областях. Было создано несколько горных школ. Зарождалась и система начального и среднего образования. По указу Петра 1714 г. были созданы 42 губернские цифирные школы. В созданных типографиях публиковались первые русские учебники. В 1701 г. вышел первый печатный букварь Ф. Поликарпова, в 1703 г. - Арифметика Л. Магницкого. Книгопечатание получило толчок с введением в 1709 г. гражданского шрифта.

  • Слайд 5

    Наука и техника

    Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено ее интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая, в свою очередь, стимулировала развитие научных и технических знаний. В 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук и художеств, которая начала действовать в 1725 г. Первыми академиками были, главным образом, иностранцы, но практически сразу это учреждение стало центром русской науки.

  • Слайд 6

    Еще раньше стали развиваться науки, необходимые для создания сильной армии и флота, а также соответствующей новым задачам промышленности. Важным направлением явилась география. В. Атласов сделал первое описание Камчатки, Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря. Изменения государственной политики в области науки, образования сказались также в том, что в это время были созданы первые научные общественные организации: Кунсткамера (первый музей, обсерватория) (1719), Библиотека Академии Наук, Эрмитаж.

  • Слайд 7

    Быт и нравы

    Весьма значительные изменения произошли в области быта и нравов в связи с активным проникновением западноевропейской культуры. При этом в петровскую эпоху шло насильственное насаждение новых элементов, что сопровождалось ломкой старых традиций. Указы Петра стричь бороды, обрезать рукава и полы боярской одежды, носить западноевропейскую одежду и прически, участвовать в развлечениях - ассамблеях, курить табак - вводились в жизнь методами совершенно не европейскими - не только насильственными, но и варварскими.

  • Слайд 8

    Литература и общественная мысль

    В литературе петровского времени продолжают развиваться те процессы, которые возникли в последние десятилетия ХVII в., в том числе барочный тип литературы. В целом литература остается рукописной, хотя количество печатных изданий постоянно возрастает. Беллетристика носила разнообразный характер: это переделки былин, исторических песен, духовных стихов, сказок; переводная литература и т.д.

  • Слайд 9

    Интенсивно развивается лирика, для которой характерно разнообразие тем и жанров: новым явлением стала любовная лирика, победные стихи и т.д. Одним из первых русских беллетристических произведений большого объема стала история о российском матросе Василии Кариотском, уехавшем за рубеж, получившем образование и потому добившемся успеха. Усилилось гуманистическое начало в литературе, человек воспринимается как активная личность, что соответствовало общему духу эпохи и тем задачам, которые стояли перед государством.; в связи с этим появляются новые жанры публицистики: ораторская проза, проекты, политические трактаты Рассуждение... о причинах Северной войны П. Шафирова; Правда воли монаршей Феофана Прокоповича.

  • Слайд 10

    Среди писателей петровского времени особое место принадлежит Ф. Прокоповичу - публицисту, поэту, драматургу, теоретику литературы. Гуманистический характер взглядов Прокоповича на искусство выразился в том, что главным в поэзии он считал изображение человека, его деятельности и переживаний. Главное направление общественной мысли России первой четверти ХVII в. состояло в осознании необходимости преодоления отсталости России. Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров и др. проповедовали необходимость укрепления самодержавной власти, проведения реформ, ведения военных действий для расширения и укрепления российских границ.

  • Слайд 11

    И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии в России. Он подчеркивал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, отмечая помехи на пути промышленного развития, прежде всего, произвол чиновников и крепостное право, которое Посошков считал временным явлением: Крестьянам помещики - не вековые владельцы.

  • Слайд 12

    Архитектура

    Строительство Петербурга, основанного в 1703 г., дало новый импульс в развитии архитектуры в XVIII в. Первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д. Трезини), призванная защитить отвоеванные в ходе Северной войны земли. Спустя некоторое время Петербург стал столицей Российского государства и, при непосредственном участии Петра I, к 1725 г. приобрел облик европейского уровня.

  • Слайд 13

    В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII в. при реконструкции провинциальных городов. Привлечение иностранных мастеров явилось необходимым условием столь грандиозного строительства. Петр I приглашал архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера (Леблон, Трезини, Фонтана и др.). Такое быстрое развитие имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства нового города, царь приказал в 1714 г. запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы.

  • Слайд 14

    Еще до 1714 г. в Москве в начале XVIII в. строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни.

  • Слайд 15

    Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра I, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы царя были ориентированы на искусство северных стран, в частности, Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий (архитектор Трезини), Кунсткамера (Маттарнови и др.) и т.д.

  • Слайд 16

    Скульптура

    Скульптура явилась новым жанром изобразительного искусства, появившимся в связи с усилившимся процессом обмирщения и гуманизации культуры. Уже в указанный период получают распространение все виды скульптурного искусства: скульптурные портреты, триумфальные арки, ворота, украшенные скульптурой, садово-парковые скульптуры. Особое внимание следует обратить на развитие монументально-декоративной пластики: рельефы, горельефы и барельефы.

  • Слайд 17

    Прекрасными памятниками являются барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге, созданные немецким мастером А. Шлютером, петергофский Большой каскад и модели триумфальной колонны по поводу победы в Северной войне К.Б. Растрелли, работавшего и в портретном жанре. Растрелли создал бюст Петра I, бюст Меншикова и др. В первой четверти XVIII в. наиболее характерным для этого вида искусства являлся стиль барокко.

  • Слайд 18

    Живопись

    Новые тенденции в развитии живописи XVIII в. также были связаны с доминирующим положением светских начал, влиянием западноевропейского искусства. В начале XVIII в. по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных осуществить грандиозные задачи императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры.

  • Слайд 19

    Правда, далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени следует назвать саксонца И.-Г. Таннауэра (портреты Петра I, царевича Алексея, графа П.А. Толстого и др.) и француза Л. Каравакка (портреты Петра I, его дочерей и др.). Молодые русские художники получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учебу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были И. Никитин и А. Матвеев.

  • Слайд 20

    Портрет стал ведущим жанром русского изобразительного искусства и объясняется это тем, что на протяжении веков единственным жанром была иконопись, отсюда сохранился интерес к внутреннему миру человека, его изображению. Если в начале столетия связь портрета с парсуной просматривается достаточно сильно, то уже в течение первых двух десятилетий художники упорно ищут новые методы, достигая значительных успехов.

  • Слайд 21

    Возникли и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись. В петровскую эпоху появилась гравюра, бурное развитие которой было связано не только с художественными, но и агитационно-пропагандистскими моментами: с одного оригинала можно было делать несколько сот оттисков, что значительно удешевляло продукцию. Кроме того, сюжеты отличались актуальностью и злободневностью - это батальные сцены, официальные события, строительство Петербурга и т.д. Среди граверов наиболее известны А. Шхонебек, Питер Пикарт, братья Алексей и Иван Зубовы.

  • Слайд 22

    Театр

    Петр I в нач. XVIII в. попытался использовать силу воздействия театральных зрелищ в пропаганде внутренней и внешней политики, утверждении абсолютистской политики. Общедоступный публичный театр был создан в 1702 г., когда в Москву пригласили труппу немецких актеров под руководством И. Кунста. Однако попытка была неудачной: сюжеты, ставившиеся в Комедийной хоромине, были чрезвычайно далеки от русской жизни, кроме того, плохой перевод не способствовал восприятию спектаклей.

  • Слайд 23

    Придворный любительский театр получил в это время широкое распространение, что соответствовало стремлению двора приобщиться к образу жизни западных вельмож. Однако он имел исключительно развлекательный характер и не мог решать серьезных проблем. Школьный театр продолжал играть значительную роль. Используя сюжеты, главным образом, из русской истории, школьный театр способствовал воспитанию чувства патриотизма, ответственности. Лучшая из школьных драм - Владимир Ф. Прокоповича, впервые поставленная в театре Киевской духовной академии в 1705 г.

  • Слайд 24

    Публичные зрелища в честь побед русского оружия имели сильное воздействие на народные массы, широко использовались и поощрялись Петром I. По существу, они также решали задачи воспитательные и просветительские посредством ярких праздничных мероприятий пробуждая чувства любви и уважения к отечеству.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке