Презентация на тему "Сословный быт России 17 века: обычаи и нравы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Сословный быт России XVII века: обычаи и нравы" рассказывает о жизни различных слоев населения царской России в XVII веке: правителей, дворян, бояр, посадских людей и крестьян. Слайды содержат большое количество фотографий и иллюстраций, отражающих быт и обычаи людей XVII века.

Краткое содержание

  • Царский двор;
  • Боярский и дворянский быт;
  • Жизнь посадского населения;
  • Крестьянский быт.

Содержание

  • Слайд 1

    Сословный быт. Обычаи и нравы


  • Слайд 2

    Сегодня вы узнаете

    • Какой была жизнь разных слоёв населения, их обычаи и нравы;
    • Познакомитесь с новыми терминами;
    • Будете развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию.

  • Слайд 3

    План

    1. Царский двор.
    2. Боярский и дворянский быт.
    3. Жизнь посадского населения.
    4. Крестьянский быт.

  • Слайд 4

    Задание на урок:

    Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?

  • Слайд 5

    Царский двор

    В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.

  • Слайд 6

     

    Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.

  • Слайд 7

     

    Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

  • Слайд 8

     

    В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

  • Слайд 9

     

    Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

    Царский двор

    Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.

  • Слайд 12

     

    Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.

  • Слайд 13

    Боярский и дворянский быт

    Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.

  • Слайд 14

     

    В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.

  • Слайд 15

     

    Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.

  • Слайд 16

     

    Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.

  • Слайд 17

     

    Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы( шерстяные и суконные ткани) .

  • Слайд 18

     

    Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.

  • Слайд 19

    Посадское население

    Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

  • Слайд 20

    Крестьянство: повседневный быт и обычаи

    Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы, клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.

  • Слайд 21

     

    Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»

  • Слайд 22

     

    Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15, а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным.
    Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

  • Слайд 23

    Подведём итог урока

    Вопросы на стр. 90, термины записать в словарик.

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    Параграф1-11, подготовиться к зачётной работе

  • Слайд 25

    Использованные ресурсы

    • pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок по истории России в 7 классе по теме: « Сословный быт. Обычаи и нравы».

Цели:

  • Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.
  • Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
  • Формировать у учащихся умения...

Урок по истории России в 7 классе по теме: « Сословный быт. Обычаи и нравы».

Цели:

  • Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.
  • Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
  • Формировать у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе анализа текста учебника необходимые выводы

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Орг. начало урока.
  2. Проверка домашнего задания.

1) тестовые задания:

1. Первым открыл пролив между Азией и Америкой:

  1. Е. П. Хабаров
  2. М. В. Стадухин
  3. В. Д. Поярков
  4. С. И. Дежнёв

2. . Первое высшее учебное заведение называлось:

  1. Дворцовая академия
  2. Славяно-греко-латинское училище
  3. школа при Заиконоспасском монастыре
  4. школа при Андреевском монастыре

3. В XVII в. появился новый литературный жанр:

  1. летописи
  2. исторические сказания
  3. сатирические повести
  4. жития

4. Симон Ушаков был:

  1. знаменитым зодчим
  2. летописцем
  3. выдающимся мастером живописи
  4. автором трёх русских пьес

5. «Дивной» в народе называли:

  1. Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе
  2. комплекс Новоиерусалимского монастыря на берегу реки Истры
  3. церковь Троицы в Никитках
  4. церковь Ильи пророка в Ярославле

6. В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился стиль, получивший название:

  1. шатровый
  2. «московское» барокко
  3. романский
  4. готический

7. Главная отличительная черта развития русской культуры XVII в.:

  1. уменьшение зависимости культуры от церкви
  2. светский характер культуры
  3. зависимость культуры от церкви
  4. осуществление надзора органами государственной власти за деятелями культуры

8. Укажите верные суждения:

  1. школы открывались, как правило, при церквях и монастырях
  2. наряду с церковной литературой появились первые «светские» произведения
  3. новый литературный жанр, появившийся в XVII в., - это «жития»
  4. выдающимся памятником архитектуры являлся летний дворец Михаила Романова в Коломенском
  5. в XVII в. появляются первые произведения портретной живописи – парсуна
  6. самый крайний северный мыс Чукотки назван именем русского первопроходца Е. П. Хабарова
  7. для русской архитектуры XVII в. было характерно развитие нарядности, обилие каменной резьбы

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

в

а

б

б

абгдж

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) Цели урока.

( сл. 3) План урока.

  1. Царский двор.
  2. Боярский и дворянский быт.
  3. Жизнь посадского населения.
  4. Крестьянский быт.

( сл. 4) Задание на урок.

Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя

( сл. 5) В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.

( сл. 6) Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.

( сл. 7) Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

( сл. 8) В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

( сл. 9) Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

( сл. 10) – комнаты в царском дворце: опочивальня, кабинет, банная

( сл. 11) Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.

( сл. 12) Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.

Боярский и дворянский быт.

( сл. 13) Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.

( сл. 14) В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.

( сл. 15) Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.

( сл. 16) Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.

( сл. 17) Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы( шерстяные и суконные ткани) .

- Рассмотрите рисунок на стр. 87 в учебнике

( сл. 18) Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.

Посадское население.

( сл. 19) Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

( сл. 20) Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы, клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.

2) работа по учебнику:

( сл. 21) Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: « Чем питались крестьяне?»

( сл. 22) Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали- юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.

( рассматривание экспозиции школьного музея « Уголок крестьянской избы»).

5. Подведение итога урока:

  1. работа с документами на стр. 90-92
  2. запись терминов в словарик
  3. вопросы на стр. 90

6. Домашнее задание:

Параграф 1-11, подготовиться к зачёту.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд