Презентация на тему "Теория и методика школьного исторического образования в России"

Презентация: Теория и методика школьного исторического образования в России
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Теория и методика школьного исторического образования в России"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Теория и методика школьного исторического образования в России
    Слайд 1

    Теория и методика школьного исторического образования в России

    © С.К. Свечников2006 svechnikov-sk@mail.ru

  • Слайд 2

    Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования

    1988 – 1992 гг. – распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к построению новой системы. 1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему. 1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования. C2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.

  • Слайд 3

    Проблемы построения современной системы исторического образования

    Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациями Поиск соотношения российского и международного опыта Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной) Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом

  • Слайд 4

    Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе

  • Слайд 5

    Топические уровниВ.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой

  • Слайд 6

    Линейная структура (1934 -1959, 1965-1993 гг.)

    Достоинства последовательно раскрываются этапы развития общества; предстает широкая панорама прошлого; имеется возможность свободного обзора основных событий; помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности; сведена к минимуму опасность дублирования тем; общее содержание легко поддается корректировке. Недостатки изучение ранних периодов истории только в V-VIII классах; история преподается бегло, «галопом по Европам»; преподаватели акцентируются на информативных задачах преподавания; выпускники основной школы не получают знания по всему школьному курсу истории.

  • Слайд 7

    Концентрическая структура (1959 -1965 гг. и с 1993 г.)

    Недоработки 1959-65 гг. не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов; сократился запас фактических знаний; ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности; упрощенное толкование событий, описательность; неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории Преимущества нового варианта историческое образование превращается в постоянный, последовательно усложняющийся процесс; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; в старших классах события ранней истории рассматриваются на более высоком проблемно-теоретическом уровне; возможность систематизации и обобщения исторического материала во втором концентре; профильное и модульное обучение во втором концентре, ориентированное на интересы и профориентацию старшеклассников

  • Слайд 8

    Пропедевтический курс

    Традиционный вариант Курс «Рассказы по истории Отечества» Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого России Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п. Новые варианты Курсы, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины Акцент переносится на формирование образного мышления и развитие эмоциональной сферы школьников Целью является развитие широкого круга умений, необходимых для активного и творческого изучения истории

  • Слайд 9

    Первый концентр

    Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1). Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.

  • Слайд 10

    Второй концентр

    К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества. Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов. Ориентация на развивающее обучение. Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем. Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.

  • Слайд 11

    УМК по истории

  • Слайд 12

    «Старые» учебники

    Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры. Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы. Стереотипы мышления, присущие советской историографии. Традиционная структура методического аппарата.

  • Слайд 13

    Учебники «нового поколения»

    Отказ от моноидеологии. В центре внимания люди. Понятийная система сменилась образной. Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Усиление доли фактологического материала. Информационная избыточность текста. Новые выразительные способы изложения. Многоуровневая система образов. Новый способ формулирования названий параграфов. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Новая иллюстративная метасистема. Сквозная сеть вопросов и заданий.

  • Слайд 14

    Общие подходы к анализу урока

    Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников исторических представлений. Направленность всех педагогических действий на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости. Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира. Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся. Конструирование учебного занятия по «нарастающей». Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму. Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока. Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем

  • Слайд 15

    Типология названий уроков истории

    Время и место действия. Вопросительная форма. Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»). Заимствованное из художественных и исторических текстов. Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения. Проблемные ситуации (принцип «или-или»). Недописанные ключевые слова. Скрытый план. Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов. Вычленение учащимися ведущей проблемы. Графическое оформление. Расстановка учащимися знаков препинания.

  • Слайд 16

    Типология хронологических заданий

    Тесты на соотнесение года с веком. Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?») Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры. Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности (), следствия ()). Рисунки по датам. Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы. Знакомство с календарями изучаемых стран. Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)

  • Слайд 17

    Типология картографических заданий

    Универсальные: - локализация исторических фактов по карте; - анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников; - локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач; - творческие образные задания. Тесты: - с несколькими вариантами выбора; - восстановление соответствия; - группировка по разнообразным критериям; - соотношения по аналогии; - «исключение лишнего»; - определение последовательности; - с ограничениями на ответы. Картографический диктант. Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения). Задания, рассчитанные на образное воображение. Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов. Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п. Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.

  • Слайд 18

    Тестовые задания для проверки формализованных знаний

    I. Тесты специальных способностей и достижений: с несколькими вариантами выбора; альтернативные задания; восстановление соответствия. II. Тесты интеллекта: группировка исторической информации; определение аналогии; «исключение лишнего». III. Тесты со свободными ответами: с ограничениями на ответы (заполнение пропусков в тексте); со свободными ответами.

  • Слайд 19

    Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений

    Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся. Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.

  • Слайд 20

    Формы итоговой аттестации учащихся

    Экзаменационные билеты Собеседование Рефераты ЕГЭ

  • Слайд 21

    Дополнительная литература

    Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1999. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., 2002. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., 2003. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., 1999. Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995 Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1998. Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., 2006. Историческое образование в современной школе: Альманах. М., 2004. Вып.1-4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., 2000. Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., 2001. Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2001. Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.). Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., 2006. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке