Презентация на тему "Церковная литература"

Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Церковная литература", созданная специально для того, чтобы рассказать школьникам, чем характеризуется период западноевропейского средневековья в сфере культуры, науки и образования.

Краткое содержание

  • Тест
  • Духовная литература
  • Дидактика и аллегория
  • Апулей – Августин
  • Амвросий Медиоланский
  • Сакральное или эстетическое
  • Пьер Абеляр
  • Сентиментализм Романтизм Модерн
  • Философская пинакотека

Содержание

  • Слайд 1

     

    «…желая представить себе Бога моего, я не умел представить себе ничего иного, кроме телесной величины – мне и казалось, что ничего бестелесного вообще не существует…»

  • Слайд 2

    Проверочная работа № 1

    • 1 вариант Периодизация и основы культуры и литературы Средневековья
    • 2 вариант Термин Возрождение, основные характеристики литературы и культуры.

    Тест

  • Слайд 3

    ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Милан. Амвросианская базилика (Basilica di Sant'Ambrogio, Сант-Амброджо) 379—386 гг. -------1099 г.

    Мила́нский собо́р Аббатство Сен-Дени (итал. Duomo di Milano) (фр. Abbaye de Saint-Denis)

    1386 г. - XIX в. 1137—1144 гг.

  • Слайд 4

    Латинская литература Средневековья ДИДАКТИКА И АЛЛЕГОРИЯ

    • ученую поэзиюVIII-X вв. (Алкуин);
    • поэзию вагантов (нищих студентов; опубл. в XIII в. в Германии);
    • «деяния» – назидательные рассказы на примерах римской истории («Римские деяния» опубл. в XIV в. в Англии) и хроники северных народов («Сага о Гамлете» из «Деяний датчан» Саксона Грамматика XII в.);
    • «видения», связаные с канонической и апокрифической литературой («Видения Тнугдала» XII в.);
    • «притчи»по образцу евангельских, которые позже приближаются к фаблио и шванкам

  • Слайд 5

    автобиография - апология - исповедь

    • Автобиография – описание автором собственной жизни (детство, родители, учителя, друзья, любовь, семья, деяния и т.п.).
    • В античности автобиография часто выступала в жанре апологии – публичной защитительной речи (например, «Апология» Апулея).
    • Августин элементы автобиографии вносит в созданный им принципиально новый жанр, отражающий христианское мировосприятие, – исповедь, который предполагает не защиту, а покаяние.
    • До XIII в. исповедь, как и апология, носила публичный характер, поэтому «"Исповедь" блаженного Августина нельзя читать “про себя", а нужно декламировать вслух.
    • М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе

  • Слайд 6

    Духовная литература на латыни«Исповедь» Августина«История моих бедствий» Абеляра(IV-V вв.)

    (XI-XII вв.)

    Жан Виньо, «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»

    Фреска капеллы Санкта-СанкторумКараваджо Святой Иероним XVI в Латерано. VI в

    Св.Августин

  • Слайд 7

    Апулей - Августин

    • Августин (Блаженный) Аврелий (354-430) – родился в г.Тагаста (Северная Африка), учился в Мадавре и Карфагене.
    • Эпитет «золотой» (осел) в названии «Метаморфоз» язычника Апулея, который родился в Мадавре, обнаруживают впервые у «отца христианской церкви» Августина.
    • Внимательное прочтение «Метаморфоз» и «Апологии» Апулея очевидно в «Исповеди» Августина.
    • При принципиальном различии мировоззренческих установок двух «африканцев» сближает то, что оба они – ученые, оба пострадали из-за греха похоти, оба прошли обряд посвящения.
    • Окончательное посвящение Августина произошло в Милане под влиянием Амвросия Медиоланского.

  • Слайд 8

    Амвро́сий Медиола́нский (лат. Sanctus Ambrosius; ок. 340 — 4 апреля397) — миланскийепископ,

    проповедник и гимнограф. Один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина.

    Св. Амвросий, мозаика IV—V вв., Ван Дейк. XVII в. Св. Амвросий Медиоланский

    Амвросианская базилика, Милан. и император Феодосий.

  • Слайд 9

    В «Исповеди» можно обнаружить последовательное изложение истории жизни автора, но не столько

    внешней, сколько внутренней, т.е. перед нами духовная автобиография

    «Ты же, Господи <…> повернул меня лицом ко мне самому: заставил сойти с того места за спиной, где я устроился, не желая всматриваться в себя <…> И вот пришел день, когда я встал обнаженным перед самим собой, и совесть моя завопила <…> как смерти боялась она, что ее вытянут из русла привычной жизни, в которой она зачахла до смерти»

  • Слайд 10

    Раздвоение на «я» и «моя душа», которое Августин называет «великим спором во внутреннем дому

    моем», свидетельствует о внутреннем конфликте личности

    Личность – это «мысленные (также психологические и т.д.) ножницы между тем, каким человек видит себя “в трезвом, неподкупном свете дня" и каким он хотел бы себя видеть <…> несовпадение с собой эмпирического индивида, оценка им себя с точки зрения возможного или должного, сомнение в себе и пр.

    В.С.Библер

  • Слайд 11

    Сакральное или эстетическое

    «личный смысл пережигает себя, ищет укрытия в сакральном» (Л.М.Баткин)

    не может полностью «раствориться в Боге»: «Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон тобой и потому в тягость себе» (Августин)

  • Слайд 12

    личностное отражение философского конфликта между знанием (античный рационализм) и верой

    (христианский мистицизм) на границе культур

    «…надо ли сначала познать тебя или воззвать к тебе»

  • Слайд 13

    Число (фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей) уже в древнем мире

    осмыслялось символически.

    «Исповедь» Августина состоит из 13 глав, число которых можно аллегорически интерпретировать как Христос и 12 апостолов, или как 10+3.

    Троица – основной творческий принцип единого Бога: Отец, Сын, Святой Дух.

    Когда герой достигает «возраста Христа» (33 года), умирает его мать (на 9 день), чему посвящена 9 гл. (3х3=9).

    10 чел. собираются в общину, 10 гл. посвящена памяти и покаянию, а 3 последние – толкованию первой книги Бытия – о Творении, которое связывается с проблемой времени.

  • Слайд 14

    ВЕЧНОСТЬ – ВРЕМЯ Бог – человек

    Бог – это вечность. Творя мир, он создает его измерение – время. Время жизни дано человеку, чтобы он осознал и искупил первородный грех (сравните: время – бремя).

    Попытка осмыслить время «снаружи» и «изнутри» приводит Августина к гениальным выводам, предвосхищающим открытия А.Бергсона и М.Пруста. СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ

    Прошлое и будущее существуют и осознаются только через настоящее: собственно настоящее – это созерцание, настоящее прошлого – воспоминание, настоящее будущего – надежда.

    Кроме содержательной наполненности времени, Августин осмысляет его изменение: настоящее постепенно переплавляет будущее в прошлое (уменьшается будущее – растет прошлое; исчезнет совсем будущее – и все становится прошлым). Автор размышляет: «…время есть не что иное, как растяжение, но чего? Не знаю; может быть, самой души»

  • Слайд 15

    Пьер Абеляр (1079-1142) – франц. ученый-богослов «История моих бедствий» (1132-1134)

    • предвосхищает ренессансные автобиографии
    • в форме утешения друга
    • слово «утешение» («Параклет») становится названием обители, которую основал Абеляр
    • апология
    • исповедь

  • Слайд 16

    ГЕРОЙ И СЮЖЕТ

    • история любви и оскопления (очищение любви через наказание греха похоти)
    • написание и сожжение трактата о Троице (грех гордыни, тщеславия и честолюбия, искупаемый служением бедным, следовательно – Богу)

  • Слайд 17

     

  • Слайд 18

     

    т

  • Слайд 19

    Средние века

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

    Alexander PopeЭлоиза Абеляру (1717) Перевод Д. Веденяпина

  • Слайд 22

     

  • Слайд 23

    Сентиментализм Романтизм Модерн

  • Слайд 24

    Сентиментализм Романтизм

  • Слайд 25

     

  • Слайд 26

    Прерафаэлиты?

    т

  • Слайд 27

    Рубеж XIX-XX вв.

  • Слайд 28

    ХХ век

  • Слайд 29

     

  • Слайд 30

     

    абеляр

  • Слайд 31

    Augustine at the school of Taghaste by Benozzo Gozzoli

    т

  • Слайд 32

    Боттичелли. Видение святого Августина (ок. 1488, Флоренция, Галерея Уффици)

    т

  • Слайд 33

    Боттичелли. Святой Августин в своей келье: Пределла алтаря Сан-Марко (ок. 1490-1492, Флоренция,

    Галерея Уффици)

  • Слайд 34

    Боттичелли. Святой Августин в келье(ок. 1480, Флоренция, церковь Оньисанти) (ок. 1490-1494,

    Флоренция, Галерея Уффици)

  • Слайд 35

    Augustine of Hippo Portrait by Philippe de Champaigne, 17th century.

    т

  • Слайд 36

    Боргоньоне Амброджио (ок. 1453-1523)Босси Габриеле (Милан, Базилика Сан-Лоренцо) Бернини

    Джанлоренцо (1657-1666, Ватикан, Собор св. Петра)

  • Слайд 37

    Tiffany Window of St Augustine - Lightner Museum.jpg

    б

  • Слайд 38

     

    т

  • Слайд 39

    Боттичини Франческо (1446-1497)Святая Моника и святой Августин (Флоренция, Галерея Академии)"

    St Augustine and Monica" (1846), by Ary Scheffer.

  • Слайд 40

     

    Философская пинакотека

    Философия и философы в изобразительном искусстве

  • Слайд 41

    Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика, построенная в

    379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане.

    До канонизации св. Амвросия именовалась «базиликой мучеников» (Basilica Martyrum).

    Свой нынешний ломбардо-романский вид приобрела в 1099 году.

  • Слайд 42

    Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане.

    Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.

  • Слайд 43

    Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинскоеаббатство в Сен-Дени, северном

    пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.

    В I веке римское поселение Каттуллиак.

    Сюда, с отрубленной головой в руках, пришёл первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (отождествл. с Дионисием Ареопагитом).

    В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили базилику.

    При короле Дагобере I основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена как главный храм монастыря.

    Наибольший расцвет аббатства во времена аббатаСугерия, в 1137—1144 гг. была построена монастырская церковь — первое сооружение в готическом стиле.

    В XIII в. Людовик IX Святой перенес в базилику прах своих предшественников и церковь стала усыпальницей французских королей.

  • Слайд 44

    Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079, Ле-Пале,

    близ Нанта — 21 апреля1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия)

    — французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.

    Жан Виньо, «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»

  • Слайд 45

     

    • Анжелика
    • Кауфман
    • Германия
    • Конец XVIII в.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд