Презентация на тему "Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

    Конспект итогового занятия по курсу «Правление Рюриковичей IX-XVI века: выдающиеся личности эпохи» Сафонова Н.С. Учитель истории и обществознания, Лицей №7, г.Саяногорска, Республики Хакасия

  • Слайд 2

     

    В ходе занятия учащиеся смогут: характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков; формулировать и аргументировать свою точку зрения; анализировать предложенные материалы и делать выводы; закрепить полученные навыки анализа источника; умения выделять главное; соотносить эпоху, деятелей и события; умение грамотно формулировать вопросы; использовать карту, как исторический источник

  • Слайд 3

     

    Занятие является итоговым по теме«Русь IX-XVI», поэтому является важным, чтобы учащиеся продемонстрировали знания эпохи, событий, деятелей означенного периода и могли оценить их деятельность для становления и укрепления Российской государственности. Предполагается проведение занятия в форме групповой игры, которая является одной из интерактивных форм учебной деятельности. Класс делится на 5 групп (команд), в основе занятия лежит идея состязательности, поэтому желательно выбрать жюри из трёх человек для фиксирования баллов и подведения итогов Основная идея занятия:

  • Слайд 4

    Конкурсы

    1.Тестовая разминка (тест см. в Приложении) 2. Кто есть кто? 3. Что бы это значило? 4. Конкурс ораторов 5. Историческая путаница 6. Событие на карте

  • Слайд 5

     

    Определить по портрету исторического деятеля и записать пятью словами его характеристику. Каждая группа получает один портрет, выполняет задание втайне от соперников, а затем зачитывает характеристику и предлагает назвать личность. Портрет выводится на экран во время ответа группы (слайды 6-10: Рюрик, Сергий Радонежский, княгиня Ольга, Юрий Долгорукий, Иван Грозный ) Группы могут дополнять и получать дополнительные баллы Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 6

     

    Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 7

     

    Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 8

     

    Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 9

     

    Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 10

     

    Конкурс «Кто есть кто?»

  • Слайд 11

     

    Конкурс «Что бы это значило?» На слайдах презентации представлены картинки различных предметов, по которым учащиеся каждой команды должны угадать либо событие и кратко о нем рассказать, либо исторического деятеля, объяснив, как эти предметы связаны с названным человеком: 12 слайд: Как писали иконы? /Андрей Рублев/ 13 слайд: События опричнины, бегство Курбского в Литву, переписка с Иваном Грозным/Андрей Курбский/ 14слайд: Женитьба Ивана III на византийской принцессе, последствия для русского государства /Софья Палеолог/ 15 слайд: Принятие Указа об «урочных летах», его смысл /Федор Иванович/ 16слайд «Угличская драма», гибель царевича Дмитрия /Борис Годунов/

  • Слайд 12

     

    Спас Яйцо (тампера) Краски Конкурс «Что бы это значило?»

  • Слайд 13

     

    Письмо Курбского Ивану IV Портрет Курбского Письмо Конкурс «Что бы это значило?»

  • Слайд 14

     

    Двуглавый орел Софья Палеолог Конкурс «Что бы это значило?»

  • Слайд 15

     

    Печать Фёдора Ивановича Указ об «урочных летах» Наручники Конкурс «Что бы это значило?»

  • Слайд 16

     

    Шапка Мономаха Герб г. Углич Ножичек Конкурс «Что бы это значило?»

  • Слайд 17

     

    «Конкурс ораторов» Группой определяют, о ком идет речь, составляют рассказ, а выступает представитель, учитывается аргументированность, логичность, знание биографии, деятельности, событий и эпохи) Каждая команда получает лист, на котором напечатаны под номерами мнения о пяти разных деятелях, в результате жеребьевки, группа получает характеристику определенного исторического деятеля с ней и работает. Необходимо согласиться или опровергнуть мнение автора:

  • Слайд 18

     

    а) «История вправе назвать Владимира пахарем, Ярослава же – сеятелем. Каждый из них нес свою тяжелую ношу и каждый был по-своему великим» Ю.Ф. Козлов /Об одном из упомянутых/ б) «…Не оружием, но мужеством успокоил свой народ…» /О Мономахе/ в) «… Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы» /О Невском/ г) За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. /О Донском/ д) «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Н.М. Карамзин»/О Иване III/

  • Слайд 19

     

    На слайде 20 презентации представлена таблица, в которой перепутаны имена, факты, места, даты. Все группы одновременно начинают работу, но задание ограничено временем – 7 минут. Максимальное количество баллов получает та команда, которая восстановит большее количество соответствий Конкурс «Историческая путаница»

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

     

    Конкурс «Событие на карте» На слайдах презентации (слайды 22-27), а также на распечатках для команд (все шесть фрагментов), представлены фрагменты карт, указывающие на конкретные события периода IX-XVI веков. Команды должны узнать эти события, вспомнить, кто из исторических деятелей, связан с каждым фактом и объяснить, на основе каких подсказок они это определили.

  • Слайд 22

     

    http://www.poiskmonet.com/forum/index.php?topic=241.0

  • Слайд 23

     

    http://economic.ispu.ru/history/part1/04tema4/kart4/russ14_16vv.html

  • Слайд 24

     

    http://historydoc.edu.ru/search_result.asp?pg=44

  • Слайд 25

     

    http://www.bg-znanie.ru/rubrics.php?r_id=1299

  • Слайд 26

     

    http://paulallen.ucoz.ru/publ/5-1-0-4

  • Слайд 27

     

    http://www.emc.komi.com/07/05/029.htm

  • Слайд 28

     

    1. Карта «Куликовская битва» - Куликовская битва 1380 , на данное событие указывает реки Непрядва, Дон, Смолка 2. Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы». На данной карте можно найти информацию о походах 1471 и 1478 Ивана III на Новгород и присоединение к Москве этого вольного города. Во-вторых, поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 и сожжение города, в-третьих, поход хана Мамая на Русь в 1380 году и Куликовская битва. 3. Карта «Поход Ивана Грозного на Казань». На карте указана Казань, осада города, подпись Иван IV. Дети должны указать дату присоединения Казанского ханства – 1552. 4. Схема «Битва на Калке» - Битва на Калке 1223-первая встреча русских войск с татарами в половецких степях. На карте указана река Калка, войско татар, войско киевского князя Мстислава, которое было окружено татарами и уничтожено, стрелками показано отступление русских войск. Дети делают вывод о поражении русских отрядов . 5. Карта «Поход Батыя на Русь» На это событие указывает: разорение Рязани, первой встретившей удар монголов, сожжение городов Северо-Восточной Руси, в т.ч. Владимира; показана дата сражения на реке Сить и монгольская тактика «рассыпного строя», показанная на карте черными стрелками. Дети говорят о первом походе Батыя в земли Северо-Восточной Руси в 1237-1238. 6. Карта «Поход Ермака»- присоединение Сибири. На это событие на карте указывает: дата 1582-1585, город Кашлык - столица Сибирского ханства, владения Строгановых, которые и снарядили отряд Ермака, возможное место гибели Ермака обозначено крестом. Конкурс «Событие на карте» (ответы)

  • Слайд 29

     

    Подведение итогов занятия: подсчитываются баллы, набранные командами, определяется группа-победитель, которая получает пятёрки в журнал. Формулируются выводы: кратко, одним предложением характеризуется роль тех личностей эпохи Рюриковичей, о которых шла речь на итоговом занятии Заключительная часть занятия

  • Слайд 30

    Источники

    1.http://www.labirint.ru/screenshot/goods/176598/14/ 2.http://club.itdrom.com/bloger/blogs/cognitive/4076.html 3.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/930889 4.http://budvest.com.ua/?p=234 5.http://historydoc.edu.ru/cross_search.asp?s1=1601&f1=1700&pg=27 6.http://people.pwf.cam.ac.uk/jrh11/RU1.html 7. История России, А.В.Века, Москва, 2005

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI»

Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часа

Учебный предмет: История России

В ходе занятия учащиеся смогут:

...Показать больше

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI»

Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часа

Учебный предмет: История России

В ходе занятия учащиеся смогут:

характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков;

формулировать и аргументировать свою точку зрения;

анализировать предложенные материалы и делать выводы;

закрепить полученные навыки анализа источника; умения выделять главное; соотносить эпоху, деятелей и события; умение грамотно формулировать вопросы; использовать карту, как исторический источник

Основная идея занятия:

Занятие является итоговым по теме, поэтому является важным, чтобы учащиеся продемонстрировали знание эпохи, событий, деятелей означенного периода и могли оценить их деятельность для становления и укрепления Российской государственности.

Предполагается проведение занятия в форме групповой игры, которая является одной из интерактивных форм учебной деятельности. Класс делится на 5 групп (команд), в основе занятия лежит идея состязательности, поэтому желательно выбрать жюри из трёх человек для фиксирования баллов и подведения итогов.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал для каждой команды, портреты деятелей, презентация с картинками событий, картами.

Ход занятия

Вводная часть

1. Подготовительный блок - формирование команд. Каждый ученик получает маленькую карточку с одним словом, соответствующим одному из пяти любых периодов «Эпохи Рюриковичей». (Приложение) На столах лежит табличка с названием одного из пяти периодов. (Приложение) Каждый ученик должен соотнести свою карточку с табличкой и занять место за этим столом. Далее проверяется правильность выполнения задания, ученики объясняют свой выбор, каждая группа получает соответствующее правильным совпадениям количество баллов. Ошибки исправляются, корректируется состав команд.

2. Мотивационный блок– определить задачи урока, сообщить идею занятия, озвучить вопросы и задания для команд, заинтересовать учащихся в проведении данного урока.

Основная часть

На доске записаны названия конкурсов, в которых будут состязаться команды и персоналии эпохи Рюриковичей

1.Разминка: проводится небольшой тест (автор Ирина Петровна Куляшова http://www.proshkolu.ru/user/Irnika/) (7 минут), проверяющий некоторые вопросы курса. Выполняют на листе всей командой, проверяется представителями команд-соперников, баллы суммируются с баллами, полученными при формировании групп.

2. «Кто есть кто?»

Определить по портрету (Ольга, Рюрик, Ю.Долгорукий, И.Грозный, С. Радонежский) исторического деятеля и записать пятью словами его характеристику (Приложение). Каждая группа получает один портрет, выполняет задание втайне от соперников, а затем зачитывает характеристику и предлагает назвать личность. Портрет выводится на экран, во время ответа группы (Слайды 6-10) Группы могут дополнять и получать дополнительные баллы

3. «Что бы это значило?»

На слайдах презентации представлены картинки различных предметов, по которым учащиеся каждой команды должны угадать либо событие и кратко о нем рассказать, либо исторического деятеля, объяснив, как эти предметы связаны с названным человеком:

12 слайд: Как писали иконы? Кто такой Андрей Рублёв?/Андрей Рублев/

13 слайд: События опричнины, бегство Курбского в Литву, переписка с Иваном Грозным /Андрей Курбский/

14 слайд: Женитьба Ивана III на византийской принцессе, последствия для русского государства /Софья Палеолог/

15 слайд: Принятие Указа об «урочных летах», его смысл /Федор Иванович/

16 слайд «Угличская драма», гибель царевича Дмитрия /Борис Годунов/

4. «Конкурс ораторов» (группой определяют, о ком идет речь, составляют рассказ, а выступает представитель, учитывается аргументированность, логичность, знание биографии, деятельности, событий и эпохи) Каждая команда получает лист, на котором напечатаны под номерами мнения о пяти разных деятелях, в результате жеребьевки, группа получает характеристику определенного исторического деятеля с ней и работает. Необходимо согласиться или опровергнуть мнение автора:

а) «История вправе назвать Владимира пахарем, Ярослава же – сеятелем. Каждый из них нес свою тяжелую ношу и каждый был по-своему великим» Ю.Ф. Козлов /Об одном из упомянутых/

б) «…Не оружием, но мужеством успокоил свой народ…» /О Мономахе/

в) «… Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы.» /О Невском/

г) За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. /О Донском/

д) «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Н.М. Карамзин» /О Иване III/

5. «Историческая путаница»

На слайде 20 презентации представлена таблица, в которой перепутаны имена, факты, места, даты. Все группы одновременно начинают работу, но задание ограничено временем – 7 минут. Максимальное количество баллов получает та команда, которая восстановит большее количество соответствий

Личность

Факты

Место

Время (даты)

Игорь Старый

Получение ярлыка

Хазария

907

Олег

Захват Итиля

Древлянские земли

1510

Иван Грозный

Разграбление и сожжение Киева

Золотая Орда

1558

Андрей Боголюбский

Щит на вратах Царьграда

Византия

965

Иван Калита

Сбор дани

Псков

1169

Василий III

Война с Польшей и Швецией

Киев

945

Святослав

Расширение территории России

Ливония

1328

6. Конкурс «Событие на карте» на слайдах презентации (слайды 22-27), а также на распечатках для команд (шесть фрагментов), представлены фрагменты карт, указывающие на конкретные события периода IX-XVI веков. Команды должны узнать это событие, вспомнить, кто из исторических деятелей, связан с каждым фактом и объяснить, на основе каких подсказок они это определили.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия: подсчитываются баллы, набранные командами, определяется группа-победитель, которой в журнал выставляются пятёрки.

Формулируются выводы: кратко, одним предложением характеризуется роль тех личностей эпохи Рюриковичей, о которых шла речь на итоговом занятии

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по теме: «Русь в XIII-XV вв ».

Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Княжение Ивана III – государя всея Руси – относится к веку

  1) 

XII – XIII

 2) 

XIV

 3) 

XV – XVI

 4) 

XVI

2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было (а)

 1) 

Рязанское княжество

 2) 

Тверское княжество

 3) 

Новгородская земля

 4) 

Суздальско-Нижегородское княжество

3. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV в. Московского княжества?

  1) 

выгодное географическое положение

 2) 

союз Москвы с Великим Новгородом

 3) 

союз московских князей с Великим княжеством Литовским

 4) 

союз московских и тверских князей против Золотой Орды

4. Прочтите отрывок из Галицко-волынской летописи и укажите событие, с которым связаны описанные в летописи факты.

«Пришло неслыханное войско, безбожные, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович – не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: “Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”.

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: “Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей”».

  1) 

Куликовская битва

 2) 

стояние на реке Угре

 3) 

битва на реке Калке

 4) 

сражение на реке Воже

5. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название

  1) 

Юрьева дня

 2) 

заповедных лет

 3) 

урочных лет

 4) 

отходничества

6. «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе

Андрее Боголюбском

Данииле Галицком

Александре Невском

Владимире Мономахе.

Часть В:

В-1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) Дмитрий Донской

Б) Юрий Долгорукий

В) Даниил Московский

Г) Иван Калита

В-2. Установите соответствие между именами современников:

1)

Иван III

А)

Хан Узбек

2)

Иван Калита

Б)

Биргер

3)

Дмитрий Донской

В)

Андрей Пересвет

4)

Александр Невский

Г)

Алексей Адашев

Д)

Марфа Борецкая

image1.jpg

Рюрик

http://www.z-rus.ru/ruler_1.php

image2.jpg

Сергий Радонежский

http://community.livejournal.com/liberal_empire/974758.html

image3.jpg

Великая княгиня Ольга

http://foto.delfi.ua/picture/74012/

image4.jpg

Юрий Долгорукий

http://rupix.eu/domain/intomoscow.ru/

image5.jpg

Иван Грозный

http://balkonst.moskva.com/blog/29378047.html

Русь XIII век «За землю Русскую»

Московское государство XV век

«Откуда есть Русская земля…»

Россия в XVI веке

Становление Древнерусского государства

Таблички на столы для разминки

Индивидуальные карточки для формирования групп

Становление Древнерусского государства X век

Русь в XIII веке. «За землю Русскую»

Московское государство XV век

«Откуда есть Русская земля…» IX век

Россия в XVI веке

Месть

Курултай

Пожилое

Варяги

Опричнина

Хазары

Биргер

Тверь

Шлёцер

Казань

Погосты

«свинья»

Шемяка

Аскольд

Заповедные лета

Мал

Козельск

Угра

Кий

Патриаршество

Перун

Батый

Софья

поляне

Угличская драма

Оценочный лист команды

Группа №---------------------------

Задания

Баллы макс.

1.

Тестовая разминка

Макс.12 б

2.

Кто есть кто?

Макс. 5 б.

3.

Что бы это значило?

Макс. 5 б.

4.

Конкурс ораторов

Макс. 5 б.

5.

Историческая путаница

Макс.7 б.

6.

Событие на карте

Макс. 9 б (0,5 балла за определение события и по 1 баллу за объяснение)

Примечание: Максимальное количество баллов за игру складывается из баллов, набранных за конкурсы и баллов, полученных в процессе формирования команд.

image6.png

Андрей Рублёв

image7.png

Андрей Курбский

image8.png

Софья Палеолог

image9.png

Царь Фёдор Иванович

image10.png

Царевич Дмитрий Иванович

Раздаточный материал для групп к конкурсу «Событие на карте»

1.image11.jpg 2. image12.jpg

3.image13.jpg4. image14.jpg

5.image15.jpg6. image16.jpg

1. Карта «Куликовская битва» - Куликовская битва 1380 , на данное событие указывает реки Непрядва, Дон, Смолка

2. Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы». На данной карте можно найти информацию о походах 1471 и 1478 Ивана III на Новгород и присоединение к Москве этого вольного города. Во-вторых, поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 и сожжение города, в-третьих, поход хана Мамая на Русь в 1380 году и Куликовская битва.

3. Карта «Поход Ивана Грозного на Казань». На карте указана Казань, осада города, подпись Иван IV. Дети должны указать дату присоединения Казанского ханства – 1552.

4. Схема «Битва на Калке» - Битва на Калке 1223-первая встреча русских войск с татарами в половецких степях. На карте указана река Калка, войско татар, войско киевского князя Мстислава, которое было окружено татарами и уничтожено, стрелками показано отступление русских войск. Дети делают вывод о поражении русских отрядов .

5. Карта «Поход Батыя на Русь» На это событие указывает: разорение Рязани, первой встретившей удар монголов, сожжение городов Северо-Восточной Руси, в т.ч. Владимира; показана дата сражения на реке Сить и монгольская тактика «рассыпного строя», показанная на карте черными стрелками. Дети говорят о первом походе Батыя в земли Северо-Восточной Руси в 1237-1238.

6. Карта «Поход Ермака»- присоединение Сибири. На это событие на карте указывает: дата 1582-1585, город Кашлык - столица Сибирского ханства, владения Строгановых, которые и снарядили отряд Ермака, возможное место гибели Ермака обозначено крестом.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд