Презентация на тему "Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс"

Презентация: Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 12 слайдов. Также представлены другие презентации по ИЗО (изобразительное искусство) для 5 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс
    Слайд 1

    Обрядовые куклы Троицыной недели5 класс

  • Слайд 2

    В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй, поздневесенний, завершался Троицей.

  • Слайд 3

    Встреча весны и по сей день, в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева.   Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Заклички  заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.

  • Слайд 4

    Весенние заклички не считались песнями, ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали. Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины, молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.

  • Слайд 5

    После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта). Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.

  • Слайд 6

    Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.

  • Слайд 7

    Праздник  Герасима–Грачевника в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах. Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.

  • Слайд 8

    В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну: Жаворонки, прилетите,студену зиму унесите,Теплу весну принесите:Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела! «Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

  • Слайд 9

    В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

  • Слайд 10

    На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье.Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

  • Слайд 11

    Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну.

  • Слайд 12

    Этапы выполнения куклы из ниток

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке