Презентация на тему "А. Платонов "Котлован"" 11 класс

Презентация: А. Платонов "Котлован"
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.16 Мб). Тема: "А. Платонов "Котлован"". Предмет: литература. 35 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 1.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: А. Платонов "Котлован"
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Реализация грандиозного плана социалистического строительства в "Котловане"

  • Слайд 3

    Аннотация

    В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой «сплошной коллективизации», аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян...

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Повесть в контексте времени

    Андрей Платонов написал повесть «Котлован» в 1929—1930-х годах. Это были годы великого перелома — сворачивание НЭПа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха — сталинская.

  • Слайд 6

    Сталин «взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием». (У. Черчилль)

    Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской истории. Многие писатели пытались запечатлеть в слове это время: в СССР одних звали «советскими», а других — «антисоветскими».

  • Слайд 7

    После этой эпохи прошло уже более полувека, и беспристрастный судья — время — вынес свой вердикт. Имена многих советских писателей, которые прославляли партию и Сталина, канули в Лету. Но в памяти народа сохранились имена двух ярких гениев советской прозы: Шолохова и Платонова.

  • Слайд 8

    Определите главную задачу Платонова В «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь. Что означает «построить новую жизнь»? Строительство новой жизни — это прежде всего слом старого.

  • Слайд 9

    С этой точки зрения очень интересен язык, которым написана повесть.

    Платонов избегает уже ставших стандартными словосочетаний Его литературный язык предельно четок, ясен и при этом весьма колоритен.

  • Слайд 10

    Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической воине». На какую мысль наводит это простое словосочетание? Что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов. Одновременно под этим понятием могут скрываться и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева, автор дает понять, что в будущем СССР ожидают «социалистические войны».

  • Слайд 11

    Описывая своих героев, А. П. Платонов также избегает штампов

    Как он говорит о Козлове, который вначале рыл котлован? Как о человеке «ничтожном всем телом, ком слабости попал в глину с его мутного, однообразного лица» Весьма необычная характеристика, другой такой во всей русской литературе не найдешь, она тем не менее дает весьма полное представление о персонаже.

  • Слайд 12

    Описание пейзажа, как это делается у Платонова, также нигде более не встретишь

    У него поле может быть «усталым» Безлюдную ночь населяют лишь «вода и ветер» И только «одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества, потому что они летали сверху и им было легче». Платонов наделяет природу чувствами, но природа «Котлована» грустна и печальна, а люди роют в теле земли котлован для пролетарского дома.

  • Слайд 13

    Главный герой повести — пролетарий Вощев

    Чем он занят? Ищет смысл жизни и существования. Выглядит он усталым, он не имеет семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге. Как Вощёв относится к своей жизни? По его мнению, жизнь вне его тела идет автоматически, лишь он пытается найти ее смысл, но от сознания этого Вощев не ощущает особой гордости.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Образ Жачёва

    Что позволяет ему чувствовать себя выше других людей? Инвалид войны Жачев представляет собой человека, который воевал и был ранен. Жачев представляет собой типичный образ красноармейца «до мозга костей» — его война еще не окончена, он будет бороться со всеми врагами Советской власти. Чем живёт калека, получающий пенсию по инвалидности? Фактически вымогает у других средства к существованию, не выказывая при этом ни малейшего желания работать.

  • Слайд 16

    В повести представлена также и Советская власть, но не помпезно и триумфально, а обыденно и буднично

    Прушевский, Пашкин и Сафронов руководят жизнью пролетариата, но они — всего лишь низшее звено власти. Как показана в повести более высокая власть? Более высокая власть в повести никак не показана, что придает «Котловану» более правдоподобный вид.

  • Слайд 17

    Советская власть обеспечила своим представителям на местах лучшие условия существования, чем для всего остального народа, но все-таки они еще не потеряли контакт с массами. Докажите это. Прушевский однажды переночевал в бараке с землекопами, а Пашкину приходилось выслушивать угрозы Жачева в свой адрес.

  • Слайд 18

    Также в повести показаны крестьяне

    Крестьяне , по словам Чигелина, «сеют хлеб и едят с нами пополам». В деревне, с помощью активиста, который любил читать директивы сверху, накапливая «энтузиазм, несокрушимость действия», рабочие провели коллективизацию. Проблемы коллективизации блестяще показаны в произведениях Шолохова, но и Платонову удалось с успехом раскрыть эту тему.

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Образ светлого будущего в повести

    Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом. Каким? Строительством светлого будущего. Символом этого светлого будущего является Девочка Настя, которую землекопы приютили у себя. Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Смысл названия повести

    Все действия повести разворачиваются вокруг чего? Вокруг котлована, который роют землекопы. Будет ли он построен? Почему? По-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить.

  • Слайд 24

    Зачем роется котлован? В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться. У пролетария1 есть желание начать дело, продолжить его, но слишком часто у него нет желания его завершить, что и показывает Андрей Платонов на примере котлована и Вощева. Когда главный герой увидел мертвую Настю, то он спросил себя, «зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?».

  • Слайд 25

    Котлованом, рытье которого было завершено, являлась могила для Насти. Ребенок, олицетворяющий светлое будущее, умер, так встает резонный вопрос: для чего котлован, для чего дом, если в нем некому будет жить?

  • Слайд 26

    Значение повести

    Повесть, написанная в первые годы «великого перелома», раскрыла всю его сущность (коллективизация хозяйств и душ), показала его движущие силы, проблемы и надежды. Андрею Платонову удалось в своеобразной манере и весьма ясно показать людей государства, стремившегося вырваться в мировые лидеры.

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке