Презентация на тему "Тема родины в лирике А. Ахматовой"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Тема родины в лирике А. Ахматовой" знакомит аудиторию с биографией великой русской поэтессы сквозь призму ее стихотворений о родине.

Краткое содержание

  • Молитва
  • Связь с судьбой Родины
  • Стихотворения о революции
  • «Заплаканная осень, как вдова».
  • Клятва
  • Критика творчества Ахматовой
  • «Родная земля».

Содержание

  • Слайд 1

    Тема родины в лирике А. Ахматовой


  • Слайд 2

    Молитва

    Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребёнка , и друга,
    И таинственный песенный дар –
    Так молюсь за твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над тёмной Россией
    Стала облаком в славе лучей.

    1915 г.

    Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

  • Слайд 3

    Стихотворение «Молитва»

    Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.

    В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

  • Слайд 4

    Кровная связь с Россией

    Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

  • Слайд 5

    Мне голос был. Он звал утешно

    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: «Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда»…
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид.
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух

    1917 г.

    Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

    Каким образом выражена нравственная позиция автора?

  • Слайд 6

    Революционная Россия

    Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

  • Слайд 7

    Не с теми я , кто бросил землю...

    Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

    Не с теми я , кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.
    Но вечно жалок мне изгнанник,
    Как заключенный, как больной.
    Темна твоя дорога , странник,
    Полынью пахнет хлеб чужой.
    А здесь, в глухом чаду пожара
    Остаток юности губя,
    Мы ни единого удара
    Не отклонили от себя.
    И знаем, что в оценке поздней
    Оправдан будет каждый час…
    Но в мире нет людей бесслёзней.
    Надменнее и проще нас.

    1922 г.

  • Слайд 8

    «Заплаканная осень, как вдова»

    Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их.

    О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

  • Слайд 9

     

    Заплаканная осень, как вдова
    В одеждах черных, все сердца туманит…
    Перебирая мужнины слова,
    Она рыдать не перестанет.

    И будет так, пока тишайший снег
    Не сжалится над скорбной и усталой…
    Забвенье боли и забвенье нег –
    За это жизнь отдать немало.

  • Слайд 10

    Клятва

    В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.

    КЛЯТВА.

    И та, что сегодня прощается с милым, -
    Пусть боль свою в силу она переплавит.
    Мы детям клянемся, клянемся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит!

  • Слайд 11

    Критика творчества Ахматовой

    После войны А.Ахматову ждали новые испытания. Её поэзия в докладе 1946 г. партийного идеолога Жданова и последовавшим за докладом постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» была объявлена далекой от народа, глубоко чуждой ему. Ахматова мужественно восприняла эту разнузданную акцию и с достоинством пережила её.

    И только в годы «оттепели», с середины 50-х годов, вновь зазвучал голос Ахматовой на страницах периодики и в последних изданных при её жизни сборниках стихов.

  • Слайд 12

    «Родная земля»

    Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта.

    Доказательство тому стихотворение «Родная земля».

    Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

  • Слайд 13

    Родная земля

    В заветных ладанках не носим на груди,
    О ней стихи навзрыд не сочиняем,
    Наш горький сон она не бередит,
    Не кажется обетованным раем.

    Не делаем ее в душе своей
    Предметом купли и продажи,
    Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
    О ней не вспоминаем даже.

    Да, для нас это грязь на калошах,
    Да, для нас это хруст на зубах.
    И мы мелем, и месим, и крошим
    Тот ни в чем не замешанный прах.

    Но ложимся в нее и становимся ею,
    Оттого и зовем так свободно – своею.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд