Презентация на тему "Анализ эпизода литературного произведения"

Презентация: Анализ эпизода литературного произведения
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Анализ эпизода литературного произведения" по литературе. Презентация состоит из 13 слайдов. Для учеников 8-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.08 Мб.

Содержание

  • Презентация: Анализ эпизода литературного произведения
    Слайд 1

    Анализ эпизода литературного произведения

    Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Слайд 2

    План работы над анализом эпизода литературного произведения.

    Установить границы эпизода Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. Проследить логику развития авторской мысли. Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.

  • Слайд 3

    О чем надо помнить!!!

    Главная опасность- замена анализа пересказом Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.

  • Слайд 4

    Идейный замысел романа «Отцы и дети»

    В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».

  • Слайд 5

    Пишем сочинение…

    Установить границы эпизода Эпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый , возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким( отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа ( он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)

  • Слайд 6

    Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют

    Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом . При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба ( и отец ,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.

  • Слайд 7

    Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков.

    Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»

  • Слайд 8

    Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет.

    Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.

  • Слайд 9

    Композиция эпизода:

    Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.

  • Слайд 10

    Проследить логику развития авторской мысли.

    Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его , с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает . «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.

  • Слайд 11

    Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу.

    Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью ( « вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.

  • Слайд 12

    Вывод

    Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»

  • Слайд 13

    Изобразительно-выразительные средства языка

    Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты.Антитеза - противопоставление.Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшенияЭллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп.Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения.Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа)Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп.Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной.Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке