Презентация на тему "Житие Александра Невского" 7 класс

Презентация: Житие Александра Невского
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.73 Мб). Тема: "Житие Александра Невского". Предмет: литература. 49 слайдов. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Житие Александра Невского
    Слайд 1

    Презентация интегрированного урока

  • Слайд 2

    Об авторе

    Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №41 города Белгорода. Домашний адрес: 308013 г. Белгород, ул. Почтовая, д. 74, кв. 48 Т. (4722) 56-91-97; м. т. 8-908-782-21-54

  • Слайд 3

    Разработка интегрированного урока.Православная культура и литература, 7 класс

    Письменная литература Древней Руси. Житийный жанр. «Житие великого князя Александра Невского»

  • Слайд 4

    Тема урока

    Стилистический параллелизм библейских образов и образа «храброго, благоверного и великого князя Александра Невского»

  • Слайд 5

    Теоретические понятия и персоналии

    Духовная культура Житие Монах - летописец Хан Батый Золотая Орда Кираса Вера Христианские идеалы Лик Канонизация Схима – обет затворничества Исайя – пророк Соломон Иосиф Прекрасный Манна небесная Святая Троица Самсон

  • Слайд 6

    Работа в группах:

    1группа - Археографы 2группа - Чтецы 3группа - Литературоведы

  • Слайд 7

    Цели урока:

    дать понятие о древнерусской литературе, о жанре жития; показать, как раскрывается в произведении образ идеального воина-героя, защитника Родины князя Александра Невского; подчеркнуть одну из основных особенностей жанра жития: создание фона вечности через использование многочисленных цитат и сравнений из Библии; развивать монологическую (устную и письменную) речь учащихся; воспитывать чувство гордости за свое Отечество.

  • Слайд 8

    Эпиграф

    Святые угодники Божии, совершив в своей земной жизни высший нравственный идеал, показывают пример, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам.

  • Слайд 9

    Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость. Г.П.Федотов, историк и религиозный философ 20 века

  • Слайд 10

    Творческий тренинг

    Притча дня «Книга воина света» Пауло Коэльо

  • Слайд 11

    Воин света…Кто он?

    Воин света - тот, кто способен постичь чудо жизни, бороться до конца за то, во что верует. И, хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им. Пауло Коэльо

  • Слайд 12

    Задание:

    прослушать притчу ( читает учитель); придумать заголовок; определить основную идею и сформулировать мораль

  • Слайд 13

    Пауло Коэльо «Книга воина света»

    Научившись владеть мечом, воин света приходит к выводу, что ему требуется полное вооружение и, значит, без доспехов не обойтись. Он отправляется на поиски, и торговцы предлагают ему свой товар. «Возьми кирасу одиночества»,- говорит один. «Прикройся щитом цинизма»,- перебивает другой. «Лучшие доспехи ни во что не ввязываться»,- утверждает третий. Но воин остается глух к этим речам. Бестрепетно и невозмутимо следует он к тому месту, которое священно для него, и облекается в неразрушимый покров веры.

  • Слайд 14

    Работа над содержанием притчи

    Возможное название: «Нерушимый покров веры» Идея: истоки веры Воин Света находит в священном для себя месте. Мораль: вера охранитот любых ударов и превратит отраву в чистейшую влагу.

  • Слайд 15

    Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи

    Что вы понимаете под словом «вера»? Объясните метафоры: «возьми кирасу одиночества», «прикройся щитом цинизма», «лучшие доспехи ни во что не ввязываться», «облекается в неразрушимый покров веры». Что это за место, которое священно для воина света?

  • Слайд 16

    Итоги тренинга и задание на перспективу:

    Текстовое моделирование по теме «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.

  • Слайд 17

    Слово археографам

    Слово «житие» пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства и стало основным жанром, в котором нашли отражение духовные идеалы Древней Руси: устремленность к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле

  • Слайд 18

    Житиекак жанр

    В «Житиях» описывалась земная жизнь святых, славилось их беззаветное сподвижничество в распространении православной веры, их мудрость, благочестие, их любовь к Богу и любовь Бога к ним самим.

  • Слайд 19

    Слово литературоведам.Правила и каноны создания жития

    -Агиограф(автор жития) обязан был следовать целому ряду правил: Композиция должна быть трёхчленной: вступление; рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти; похвала; Довольно часто к житию присоединялось и описание чудес. Тема жития высокая - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу. Стиль повествования - высокий, торжественный, несколько учёный, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнениями и параллелями из византийских житий.

  • Слайд 20

    Слово учителю

    Один из ярких образов жанра жития - образ князя- спасителя, способного не только силой, но и мудростью своей спасти Русь от иноземных захватчиков. Одним из первых примеров жития святого героя служит «Житие великого князя Александра Невского»

  • Слайд 21

    Слово археографам

    Историческая справка об Александре Невском(по материалам учебника В.Д.Скоробогатова «Православная культура», 7 класс, § 5.2, стр.176-177)

  • Слайд 22

    Слово учителю

    Обратимся к тексту «Жития…». Прослушайте вступление и скажите, какими эпитетами награждает себя автор, приступая к «описанию жития святого князя Александра»? Чтение учителем « вступления» и краткая беседа. Возможный ответ учащихся на поставленный вопрос: -Автор говорит о себе, что он «жалкий, многогрешный, недалекий умом». -Почему?

  • Слайд 23

    Слово литературоведам

    По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность и преклоняется перед праведной жизнью святого.

  • Слайд 24

    Работа над образом князя Александра

    Прослушайте описание портрета князя Александра, данного в начале основной композиционной части «Жития…», и обратите внимание на использованные автором библейские образы. Что вы знаете о них из преданий Ветхого завета и какова цель введения их в повествование?

  • Слайд 25

    Образ А. Невского в живописи

  • Слайд 26

    Цитата из текста «Жития…»

    « Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава , и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину – не без Божьего повеления было княжение его.

  • Слайд 27

    Портрет Александра

    «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

  • Слайд 28

    Слово археографам

    В тексте встретись библейские имена: Исайя- пророк, Иосиф, Самсон, Соломон. Все они введены в текст не случайно.

  • Слайд 29

    Библейская справка.Исайя-пророк

    Господь призвал его особенным видением: ангел притронулся ко рту Исайи горячим углем с жертвенника и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим, и отнимет беззакония твои, и грехи твои очистит». После этого послал Исайю учить народ еврейский. Параллель В «Житии…» автор как бы сразу утверждает, что княжить Александр стал по воле Божией (как Исайя – пророк), поэтому Господь всегда и во всем будет ему помогать.

  • Слайд 30

    Исайя - пророк

  • Слайд 31

    Библейская справка. Иосиф Прекрасный

    Один из двенадцати сыновей Иакова, самый добрый, послушный и благочестивый, отличавшийся необыкновенной красотой. Параллель Автор подчеркивает яркую внешнюю красоту князя.

  • Слайд 32

    Библейская справка.Самсон

    Библейский персонаж, обладавший неимоверной силой, которая заключалась в его волосах. Параллель Автор сравнивает физическую силу князя с « неимоверной силой» библейского персонажа.

  • Слайд 33

    Библейская справка Царь Соломон

    По воле господа, Соломон был «и мудрее, и богаче, и могущественнее всех других царей». Все эти библейские параллели указывают прежде всего на совершенство образа русского князя, святого Александра Невского

  • Слайд 34

    Понятие о святости

    Святой – человек идеально положительный, воплощение всех возможных христианских добродетелей, образец праведной жизни и носитель чудодейственной силы

  • Слайд 35

    Слово археографам

    Трудно было ладить князю с вольными и непокорными новгородцами. А Земля Русская находилась тогда под властью татар, которые не считали за грех мучить людей другой веры. Александр понимал, что силой ничего не возьмешь, надо было спасать отечество покорством и хитростью

  • Слайд 36

    Цитата из текста «Жития…»

    «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: « Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему…»

  • Слайд 37

    Слово литературоведам

    Принимая это решение, Александр прислушался к словам митрополита Кирилла, который посоветовал князю поклониться Орде и принять ее помощь против ливонских рыцарей.

  • Слайд 38

    Слово митрополита

    «… Вместе с Ливонским орденом к нам придет чужая вера – она разъест страну, как моль - рубаху. Орда же посягает только на земные сокровища, не навязывая покоренным народам своих языческих богов. Если ты хочешь, чтобы родная земля и впредь оставалась освященной, честной, православной, смири гордость и подчинись Батыю. Только так ты сохранишь Русь. Ежели кто ценой отречения от святынь купит себе свободу – он не удержит ее. Но тот, кто сохранит веру, вернет себе и волю, и земной почет».

  • Слайд 39

    Слово литературоведам

    И много раз ездил князь в Орду татарскую унижаться и вымаливать у хана прощение, когда тот за что-либо гневался, и хан милостиво относился к нему.

  • Слайд 40

    Вывод:

    Смирение гордыни считается одним из высших нравственных христианских подвигов, поэтому князь Александр Невский стал святым благоверным воином- покровителем Руси.

  • Слайд 41

    В битвах со шведами…

    « И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую…и перебил их князь бесчисленное множество…».

  • Слайд 42

    Битва на Неве

  • Слайд 43

    Слово литературоведам

    Великий князь одержал блестящую победу над шведами на берегах Невы и отсюда получил наименование «Невского»

  • Слайд 44

    В битве с ливонскими рыцарями

  • Слайд 45

    Ледовое побоище

  • Слайд 46

    Похвала святому

    Самой трудной в литературном отношении является последняя композиционная часть «Жития…»- похвала святому. «Это возвышенные, учёные, построенные по строгим правилам красноречия размышления о значении деяний святого, восторженное восхваление его подвигов».

  • Слайд 47

    Рефлексия

    Закончи предложение: Сегодня на уроке я понял, что… Прочитав «Житие великого князя Александра Невского», я понял,что нашему современнику особенно важно…

  • Слайд 48

    Домашнее задание

    Задание дифференцированное (по группам) 1.Составление цитатного плана «Жития…» 2. Письменный ответ на вопрос: «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? 3.Текстовое моделирование по теме: Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.

  • Слайд 49

    Информационное обеспечение урока

    УМК «Православная культура» 7-8 классы(авторы В.Д.Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н.Кобец). Мультимедийное приложение к УМК ( «Глоссарий», «Персоналии» ), Ульяновск, 2006; Древнерусская литература Книга для чтения. 5-9 классы, М.,1993; Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991 Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс, М., 2006 Пауло Коэльо «Книга воина света», ООО ИД «София»,2006 Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе,7 класс., М.,1996.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке