Презентация на тему "Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова"

Презентация: Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

На уроках литературы в профильных 10 классах подробно освещаются разные аспекты творчества писателей. Одна из таких тем, требующих особого внимания учеников, – «Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова».

Начинается презентация с теории литературы, а именно с понятии антитезы. Внимание уделяется, прежде всего, философской стороне творчества Лермонтова, представлены интерпретации разных исследователей XX века. Проанализированы стихотворения русского поэта («Мой демон», «Ангел») и поэма «Демон».

Презентация дополнена красочными картинами, но в целом оформление качественным назвать трудно. Демонстрировать большой аудитории будет трудно, потому что текст часто просто не помещается на слайд.
Подготовленный материал можно использовать, но только при условии сокращения текстового материала.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    10 класс 11 класс
  • Слова
    литература лермонтов поэзия 19 век
  • Конспект
    Отсутствует
  • Предназначение
    • Описание исследования / результатов научной работы или проекта

    • Презентация сделана учеником для получения оценки

Содержание

  • Презентация: Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Слайд 1

    Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова

     

    Курсовая работа по литературе

    ученицы 10 эк. класса

    УВК-лицея №100

    Авдониной Анастасии

     

  • Слайд 2

    Содержание

     

    • Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона;
    • Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова:
      • Русские критики и философы о взаимосвязи поэта и его лирического героя,
      • Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон»,
        • Грехопадение
        • Трагедия в любви
        • Борьба с ангелом за душу
        • Изгнание из мира
        •  
      • Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворениях «Мой демон» (1830), «Ангел»;
      •  
    • Ангельское и демоническое как черты романтизма.
    •  

     

  • Слайд 3

    Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона

     

    Антитеза (противоположение) – один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, резко оттеняя контрастные черты друг друга.

     

  • Слайд 4

    Направления толкования образно-философской композиции Лермонтова :

     

    Демон – природное свойство личности, когда стремление к отрицанию преобладает над другими

    (В. Соловьев «Лермонтов»)

    Идея о соединении и борьбе двух начал

    (Д. Мережковский

    «М. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»;

    Д. Андреев «Роза мира»)

    Демон – двойственность души, которая не принадлежит ни Богу, ни дьяволу

    (А. Блок 1905 г)

     

  • Слайд 5

    Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова

     

    «Он был похож на вечер ясный,

    Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.»

    В Демоне, как во всяком человеке, и прежде всего в душе самого Лермонтова, «встретилось священное с порочным». Герой стал воплощением внутреннего «я» автора – гордого, одинокого, жаждущего возвышенной любви и независимости, а потому несчастного и печального.

     

  • Слайд 6

    Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон»

     

    «Но, кроме зависти холодной,

    Природы блеск не возбудил

    В груди изгнанника бесплодной

    Ни новых чувств, ни новых сил,

    И все, что пред собой он видел,

    Он презирал иль ненавидел.»

    Перед Демоном Лермонтов рисует прекрасный мир природы, живущей, напряженной, деятельной и внутренне гармоничной жизнью, что резко контрастирует с духовной драмой Демона, с его полным одиночеством.

    М. Врубель «Демон поверженный»

     

  • Слайд 7

    Трагедия в любви

     

    Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.

    К. Маковский «Тамара и демон»

    «О нет, прекрасное созданье,

    К иному ты присуждена;

    Тебя иное ждет страданье.

    Иных восторгов глубина;

    Оставь же прежние желанья

    И жалкий свет его судьбе:

    Пучину гордого познанья

    Взамен открою я тебе.»

     

  • Слайд 8

    Борьба с ангелом за душу

     

    «И гордо в дерзости безумной

    Он говорит: «Она моя!»

    Каким смотрел он злобным взглядом,

    Как полон был смертельным ядом

    Вражды, не знающей конца, -

    И веяло могильным хладом

    От неподвижного лица.»

    М. Врубель, иллюстрация к поэме «Демон»

     

  • Слайд 9

    Изгнание из мира

     

    Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстает грандиозный замысел Бога – монументальная картина «Божьего творенья», «вечно молодой природы», поглощающего все сомненья и дела человека.

    Акварель М.Ю.Лермонтова «Кавказ»

    «Земля цветет и зеленеет;

    И голосов нестройный гул

    Теряется, и караваны

    Идут, звеня, издалека,

    И, низвергаясь сквозь туманы,

    Блестит и пенится река.

    И жизнью вечно молодою.

    Прохладой, солнцем и весною

    Природа тешится шутя,

    Как беззаботная дитя.»

     

  • Слайд 10

    Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Мой демон» (1830)

     

    «И гордый демон не отстанет,Пока живу я, от меняИ ум мой озарять он станетЛучом чудесного огня;Покажет образ совершенстваИ вдруг отнимет навсегдаИ, дав предчувствия блаженства,Не даст мне счастья никогда.»

    Демон крушит все иллюзии, он заставляет скептически и трезво смотреть на жизнь со всеми ее противоречиями.

     

  • Слайд 11

    Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Ангел»

     

    «Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез;И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

    И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.»

    И лирический герой, и авторское «Я» потаенно продолжает ощущать соперничество двух сторон души.

     

  • Слайд 12

    Ангельское и демоническое в живописи М. Врубеля

     

    М. Врубель «Демон сидящий»

    Как говорил Врубель: «Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

     

  • Слайд 13

    Ангельское и демоническое как черты романтизма в поэзии Лермонтова

     

    В стихах М. Лермонтова выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира.

    Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях.

    Решетнёв М.С «Лермонтов на Кавказе»

     

  • Слайд 14

     

    Спасибо за внимание

     

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке