Презентация на тему "Басня как эпический жанр"

Презентация: Басня как эпический жанр
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 4-6 класса на тему "Басня как эпический жанр" по литературе. Состоит из 20 слайдов. Размер файла 1.22 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Басня как эпический жанр
    Слайд 1

    БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

    Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества. (В.Г.Белинский) 1

  • Слайд 2

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать определение жанра «басня»; познакомиться с историей жанра и особенностями басни 2

  • Слайд 3

    3 Соловья баснями не кормят… Хватит басни рассказывать…

  • Слайд 4

    4

  • Слайд 5

    Басня – один из малыхэпических жанров.

    5 Небольшой рассказ, почти анекдот Всегда рассказ, повествование

  • Слайд 6

    БАСНЯ КАК ЖАНР

    6 Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д. Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла. Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

  • Слайд 7

    Отличительная особенность басни

    Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка 7

  • Слайд 8

    Особенности басни

    Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет) Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек) Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!) Частицы устного обихода (ей-же-ей) Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала) Диалог – с краткими, динамичными репликами Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…) 8

  • Слайд 9

    Этапы развития басни

    9

  • Слайд 10

    1 этап

    Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота. Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей. 10

  • Слайд 11

    2 этап (17 век)

    Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних. 11

  • Слайд 12

    3 этап (18-19 вв.)

    И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия). 12

  • Слайд 13

    Кантемир А.Д. Тредиаковский В.К. Сумароков А.П. Хемницер И.И. Дмитриев И.И. также писали басни Грибоедов А.С. Жуковский В.А. Гоголь Н.В. Салтыков-Щедрин М.Е. Островский А.Н. Толстой А.К. Толстой Л.Н. продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика 13

  • Слайд 14

    4 этап (20 век)

    С.В.Михалков В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика 14

  • Слайд 15

    Вопросы на засыпку

    15

  • Слайд 16

    1.Смогли бы подружиться:а)басня и рассказ; б) басня и пословица?

    А) Да. Оба жанра принадлежат к художественной литературе и основаны на повествовании, имеют сходство в строении. Б) Да. Бое содержат полезное поучение, басня может, как из зерна, вырастать из пословицы 16

  • Слайд 17

    2.Попробуйте догадаться, почему героев басни сравнивают с шахматными фигурами.

    В шахматах каждая фигура имеет определенные правила передвижения: например, конь ходит буквой «Г», а пешка не может двигаться на большие расстояния. Так и герои басни действуют в соответствии со своим характером, который часто определен заранее их поведением в действительности и суждениями, закрепившимися в народном творчестве и литературе. 17

  • Слайд 18

    3.Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».

    Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище. 18

  • Слайд 19

    4.Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?

    Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она поддается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство. 19

  • Слайд 20

    Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

    Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, ко­торые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад. 20

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке