Презентация на тему "ЕГЭ по литературе 2011" 11 класс

Презентация: ЕГЭ по литературе 2011
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "ЕГЭ по литературе 2011". Предмет: литература. 33 слайда. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: ЕГЭ по литературе 2011
    Слайд 1

    Принципы оценки экзаменационной работы ЕГЭ по литературеИзменения в экзаменационной модели ЕГЭ по литературе в 2010 году

    В 2009 году в экзаменационную модель ЕГЭ по литературе введены некоторые изменения. 1.К текстам для анализа даются сначала задания базового уровня, требующие написания краткого ответа (задания В), а затем — задания повышенного и высокого уровней, требующие написания развёрнутого ответа (задания С). 2. Количество заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5–10 предложений) уменьшено до четырёх. К каждому из текстов отнесено не по три, а по два задания С (С1–С4 вместо С1–С6 в 2008 году). 3. В 2008-2009 году были исключены задания тип А.

  • Слайд 2

    ЕГЭ по литературе 2011

    Экзаменационная работа по литературе в 2009 году состоит из трёх частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического/драматического произведения и лирическое произведение). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), ориентированных на базовый уровень и требующих в ответе написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2) повышенного уровня сложности, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В, базовый уровень) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4 — повышенный уровень) в объёме 5–10 предложений. Задания типа В оцениваются максимально по одному баллу, задания С1–С4 — максимально по 3 балла.

  • Слайд 3

    Задания С1–С4 требуют развёрнутого рассуждения:

    С1 — о роли и месте в произведении данного фрагмента, его тематике и проблематике; С2 — о связи проблематики фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков; С3 — о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста; С4 — о проблемно-тематических связях стихотворения с произведениями других русских поэтов.

  • Слайд 4

    Часть 3 экзаменационной работы (С5) в 2009 году не изменялась

    В ней экзаменуемый должен создать полноформатное связное высказывание (в объёме не менее 200 слов) на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трёх предложенных по выбору). Оценка выполнения заданий экзаменационной работы За каждый верный ответ при выполнении заданий В1–В12 выпускник получает 1 балл. Задания В оцениваются при помощи компьютера. Баллы за выполнение заданий С определяются экспертным путём. При оценке заданий С1–С4 указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).

  • Слайд 5

    Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

    Задание части 3 считается невыполненным, если выпускник по первому (главному) содержательному критерию получает 0 баллов. За выполнение одного из заданий (С5) можно получить максимально 15 баллов. При оценке выполнения задания С5 следует учитывать объём написанного сочинения (рекомендован объём не менее 200 слов). Если в сочинении менее 150 слов, то работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов. Высшая оценка за всю работу — 39 баллов.

  • Слайд 6

    Комментарии экспертов при оценке работ

    С1. Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Взгляды представителей разных поколений на природу и искусство в романе отличаются друг от друга. В этом отношении антиподами являются Николай Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Первый — человек, тонко чувствующий красоту природы, “сочувствующий” ей, поэтизирующий её; человек, способный мечтать, имеющий свои пристрастия в художественной литературе, получающий удовольствие от поэзии, цитирующий Пушкина. Он не может понять, как можно “отвергать поэзию”, “не сочувствовать художеству, природе”. Близок к нему его сын Аркадий. Напротив, Базаров рассматривает природу, как “мастерскую”, а человека в ней — как “работника”, то есть считает, что природе не нужно “сочувствовать”, её нужно “использовать” с максимальной пользой для человека. Будучи нигилистом, он отвергает искусство, опять-таки из-за того, что от него якобы нет никакой практической пользы; он разрушает устоявшееся мнение о великих достоинствах русских классиков. (7 предл.)

  • Слайд 7

    Комментарий эксперта

    Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, аргументированно отвечает на вопрос, подкрепляя свои суждения цитатами из текста романа. Выпускнику удалось показать, что в романе противопоставлены именно взгляды Базарова и Николая Петровича на природу и искусство. В работе есть одна фактическая неточность — “он разрушает устоявшееся мнение о великих достоинствах русских классиков”. Базаров не разрушает, а только пытается разрушить преклонение Кирсановых перед поэзией, искусством, а из русских классиков в романе упоминается только Пушкин. Оценка — 2 балла.

  • Слайд 8

    С2. В каких произведениях русской литературы ХIХ века нашли отражение разногласия “отцов” и “детей”?

    Идейные разногласия “отцов” и “детей” нашли отражение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», где сталкиваются интересы представителей “старого” дворянства — “фамусовского общества”, и Чацкого — представителя нового, прогрессивного поколения дворян. А также в драме Островского «Гроза», где в столкновении Кабанихи и Катерины раскрыта проблема зарождения личностного начала в представителе “простого народа”, словом, та же проблема “отцов и детей”(2 предл.)

  • Слайд 9

    Комментарий эксперта

    Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, чётко отвечает на вопрос, называя авторов и два произведения, в которых поставлена проблема отцов и детей. Однако, говоря о «Горе от ума», выпускник даёт лишь частичное обоснование сопоставления, не указывая, какие позиции и взгляды героев вызывают их разногласия, не приводя необходимых аргументов для доказательства своих суждений. Говоря о «Грозе» А.Н. Островского, экзаменуемый не даёт содержательного обоснования для сопоставления. Фактическая неточность в том, что Катерина названа представителем “простого народа”. Оценка — 1 балл.

  • Слайд 10

    С3. Какая характерная для русской поэзии тема затронута в стихотворении М.И. Цветаевой «Роландов Рог»?

    В стихотворении затронута такая тема, как тема поэта и толпы. Для Марины Цветаевой поэт — фигура одинокая в толпе, не желающей, не способной его понять, но тем дороже “сей пожар в груди” поэта для того, кто сможет услышать глас стихотворца. Поэт вынужден творить “под свист глупца и мещанина смех”, он посылает свой “зов в небесные пустоты”, ощущая свою обречённость на одиночество, устав, но продолжая бороться “противу всех”. В данном случае очевидна избранническая роль поэта, а его ремесло рассматривается как великий духовный подвиг, и тем сокращается пропасть между ним и глухой толпой. (4 предл.)

  • Слайд 11

    Комментарий эксперта

    Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но уже в первом предложении тему стихотворения определяет только как тему поэта и толпы. Точнее было бы сразу выделить сопутствующие теме мотивы борьбы “противу всех” и трагического одиночества поэта в мире непонимания. Кроме того, ответ был бы более убедителен, если бы выпускник дал краткий комментарий к названию стихотворения и такой историко-культурной реалии как “некий Карл”. Это показало бы, что выпускник глубоко понимает тему стихотворения, иносказательно зашифрованную в его названии. Оценка — 2 балла.

  • Слайд 12

    С4. Кто из русских поэтов близок М.И. Цветаевой в решении этой темы?

    В схожем ключе решена проблема поэта и толпы в лирике Лермонтова, где поэт выступает как личность, бунтующая против “дикой” толпы и выражающая свой бунт в своих стихах, “облитых горечью и злостью”; есть почти схожее в лирике Пастернака, где поэту суждена богоизбранническая, мученическая роль (как в стихотворении «Гамлет»). В стихотворении М.Цветаевой также затронута тема Родины. Эта тема пронизывает всю русскую литературу, и каждый поэт пытается передать читателю свои переживания за Родину. А.А. Блок говорил, что все его стихи о Родине, но народ его не понимал, и ему пришлось выделить сборник стихов и назвать его «Родина». (4 предл.)

  • Слайд 13

    Комментарий эксперта

    Экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая литературный контекст (2 позиции), но сопоставляет стихотворение «Роландов Рог» с лирикой Пастернака и Лермонтова схематично (не указан мотив одиночества у Лермонтова и названия его стихов на указанную тему). Утверждение, что в стихотворении Цветаевой “затронута тема Родины”, можно считать фактической ошибкой, так как в самом тексте нет прямых указаний на эту тему. Неуместными и поверхностными являются и рассуждения о теме Родины в стихах Блока. Оценка — 1 балл.

  • Слайд 14

    С5.2 В чём вы видите причины одиночества Базарова: в реальных общественных условиях жизни или в нём самом? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

    Евгений Базаров — представитель нового времени, новой эпохи разночинцев, пришедшей на смену эпохе дворян. Он одинок, но объяснить причины его одиночества довольно трудно, так как невозможно однозначно ответить, что повлияло на одиночество (речь) в большей степени: общественные условия жизни или его менталитет. Базаров — материалист и нигилист. Он утверждает, что отрицает всё: поэзию, музыку, живопись, любовь. Для него научные статьи по естествознанию гораздо важнее изящной поэзии. Женскую красоту Базаров рассматривает лишь с точки зрения физиологии. Евгений считает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Это свидетельствует о потребительском отношении героя к природе. В общественной среде Базаров не находит понимания. Его друг Аркадий Кирсанов обнаруживает стремление к миру “отцов”, потом полностью переходит на их сторону. За жалкими пародиями на Базарова, Ситниковым и Кукшиной, нет будущего, так как они погрязли в пороках. В идеях Базарова, безусловно, есть рациональное зерно. Если принять во внимание общественно-политические взгляды самого И.С. Тургенева, то известно, что он не поддерживал ни одну из соперничающих сторон: революционеров-демократов и либералов-консерваторов. Отсюда, возможно, и истоки одиночества Базарова. Условия среды также играют немаловажную роль, так как на рубеже 60–70-х годов ХIХ века в государстве произошли важнейшие преобразования, происходил процесс отмирания “дворянских гнёзд”. В обществе веяло чем-то новым, ранее неизвестным. Для того чтобы проверить состоятельность теории Базарова, Тургенев испытывает его любовью. У Евгения был выбор. У него была возможность жить счастливо вместе со своей любимой женщиной, единомышленницей, но Базаров вынужден отступить под напором обстоятельств и собственных амбиций. В итоге он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая тем самым некоторую идейную несостоятельность. По мнению Тургенева, такие люди как Базаров, готовые разрушить всё и на пепелище создать что-то новое и светлое, не всегда найдут понимание в обществе. Хотя известно, что талантливые люди всегда одиноки, Евгения поймут потомки. Базаров своим образом дополняет галерею “лишних людей”, людей, шагнувших далеко вперёд в будущее, непонятых своими современниками, разочаровавшихся в жизни, в политическом строе, оттого и одиноких. Одиноких в своём собственном неповторимом одиночестве…

  • Слайд 15

    Комментарий эксперта

    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения. Выпускник не даёт прямого ответа на вопрос, в чём он видит причины трагического одиночества Базарова: в нём самом (в его теории) или в общественной среде, называя обе причины. Но в пятом абзаце, где говорится о влиянии среды, эта мысль не развивается. Выпускник не объясняет, почему Базаров отказывается от искусства, любви, любования природой, в чём ложность его мировоззренческих позиций, какой жизненный путь он выбрал для себя. Позиция автора по отношению к герою также не прокомментирована. В сочинении допущены две фактические ошибки: любимая женщина Базарова (фамилия Одинцова не указана) названа “единомышленницей”, а сам герой — “лишним человеком”. Оценка — 2 балла. 2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями Экзаменуемый при анализе произведения не показывает знания теории литературы, не использует литературоведческих терминов. Оценка — 0 баллов. 3. Обоснованность привлечения текста произведения Экзаменуемый почти не привлекает текста произведения для доказательства своих мыслей, ограничиваясь общими рассуждениями и пересказом без необходимых комментариев. В работе использована всего одна цитата, остальные мысли выпускника текстом не подтверждаются. Оценка — 1 балл. 4. Последовательность и логичность изложения Части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть нарушения логики внутри смысловых частей высказывания. Так, в четвёртом абзаце истоки одиночества Базарова выпускник пытается объяснить тем, что сам Тургенев не принадлежал ни к одному из социальных лагерей его времени, отождествляя тем самым героя и автора. Действительно, Тургенев не относил себя к либералам 1860-х годов, утверждая прогрессивность либерализма в 1840-е годы, однако Базаров — выразитель идей революционеров-демократов. Нарушена внутренняя логика и в таком утверждении: “Хотя известно, что талантливые люди всегда одиноки, Евгения поймут потомки”. Во-первых, Базаров одинок не только потому, что талантлив; во-вторых, его не понимали герои романа, его образ вызвал неоднозначную оценку у читателей и в критике, поэтому утверждение, что его однозначно “поймут потомки”, не обосновано. Финальная часть сочинения не является обобщением рассуждений автора работы, так как из сочинения не следует, что Базарова можно отнести к галерее “лишних людей”, непонятых обществом, разочаровавшихся в жизни и не способных к полезной деятельности. Базаров, в отличие от них, — натура деятельная, готовая “к горькой, бобыльной жизни” во имя общественных преобразований. Оценка — 2 балла. 5. Следование нормам речи В работе допущено 3 речевых недочёта: Неверное употребление слова “менталитет”. Необоснованные речевые повторы слова “одиночество” в первом абзаце и слов “произошли — происходил” в пятом абзаце. Оценка — 2 балла. Общая оценка за работу — 7 баллов.

  • Слайд 16

    Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Кодификатор составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе. базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04); Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

  • Слайд 17

    Кодификатор 2010 года, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые всегда присутствовали как в государственном (итоговом) контроле, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII века, значительная часть произведений первой половины XIX века и др.). Приведение Кодификатора в полное соответствие с нормативными документами привело к исключению из него нескольких произведений, не названных ни в стандарте 2004 г., ни в образовательных минимумах 1998-1999 годов: - А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник»; - С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»; - В.В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»; - М.И. Цветаева. Стихотворения: «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»; - О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Батюшков»; - А.А. Ахматова. Стихотворения: «Творчество», «Я научилась просто, мудро жить…».

  • Слайд 18

    Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 годов. В первом столбце таблицы указан код раздела и элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

  • Слайд 19

    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

    СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Художественная литература как искусство слова. 1.2 Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества. 1.3 Художественный образ.Художественное время и пространство. 1.4 Содержание и форма. Поэтика. 1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. 1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм. 1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. 1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст. 1.10 Психологизм. Народность. Историзм. 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. 1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор.Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. 1.13 Стиль. 1.14 Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 1.15 Литературная критика.

  • Слайд 20

    2 Из древнерусской литературы 2.1 «Слово о полку Игореве». 3 Из литературы XVIII века 3.1 Д.И. ФОНВИЗИН. Пьеса «Недоросль». 3.2 Г.Р. ДЕРЖАВИН. Стихотворение «Памятник». 4 Из литературы первой половины XIX века 4.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ. Стихотворение «Море». 4.2 В.А. ЖУКОВСКИЙ. Баллада «Светлана». 4.3 А.С. ГРИБОЕДОВ. Пьеса «Горе от ума». 4.4 А.С. ПУШКИН. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»),«...Вновь я посетил…». 4.5 А.С. ПУШКИН. Повесть «Капитанская дочка». 4.6 А.С. ПУШКИН. Поэма «Медный всадник». 4.7 А.С. ПУШКИН. Роман «Евгений Онегин».

  • Слайд 21

    4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,«Выхожу один я на дорогу...». 4.9 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про… купца Калашникова». 4.10 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Поэма «Мцыри». 4.11 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Роман «Герой нашего времени». 4.12 Н.В. ГОГОЛЬ. Пьеса «Ревизор». 4.13 Н.В. ГОГОЛЬ. Повесть «Шинель». 4.14 Н.В. ГОГОЛЬ. Поэма «Мертвые души». 5 Из литературы второй половины XIX века 5.1 А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза». 5.2 И.С. ТУРГЕНЕВ. Роман «Отцы и дети». 5.3 Ф.И. ТЮТЧЕВ. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...». 5.4 А.А. ФЕТ. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь". 5.5 И.А. ГОНЧАРОВ. Роман «Обломов». 5.6 Н.А. НЕКРАСОВ. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». 5.7 Н.А. НЕКРАСОВ. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». 5.8 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». 5.9 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «История одного города» (обзорное изучение). 5.10 Л.Н. ТОЛСТОЙ. Роман-эпопея «Война и мир». 5.11 Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «Преступление и наказание». 5.12 Н.С. ЛЕСКОВ. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

  • Слайд 22

    6 Из литературы конца XIX – начала XX века 6.1 А.П. ЧЕХОВ. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». 6.2 А.П. ЧЕХОВ. Пьеса «Вишневый сад». 6.3 И.А. БУНИН. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». 7 Из литературы первой половины XX века 7.1 М. ГОРЬКИЙ. Рассказ «Старуха Изергиль». 7.2 М. ГОРЬКИЙ. Пьеса «На дне». 7.3 А.А. БЛОК. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». 7.4 А.А. БЛОК. Поэма «Двенадцать». 7.5 В.В. МАЯКОВСКИЙ. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». 7.6 В.В. МАЯКОВСКИЙ. Поэма «Облако в штанах». 7.7 С.А. ЕСЕНИН. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». 7.8 М.И. ЦВЕТАЕВА. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»). 7.9 О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». 7.10 А.А.АХМАТОВА. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге»,«Мужество». 7.11 А.А. АХМАТОВА. Поэма «Реквием». 7.12 М.А. ШОЛОХОВ. Роман «Тихий Дон».

  • Слайд 23

    7.13 М.А. ШОЛОХОВ. Рассказ «Судьба человека». 7.14.А М.А. БУЛГАКОВ. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор). 7.14.Б М.А. БУЛГАКОВ. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор). 7.15 А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». 7.16 А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»). 7.17 Б.Л. ПАСТЕРНАК. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней»,«Июль». 7.18 Б.Л. ПАСТЕРНАК. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). 7.19 А.П. ПЛАТОНОВ Одно произведение (по выбору экзаменуемого). 7.20 А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. Рассказ «Матренин двор». 7.21 А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. Повесть «Один день Ивана Денисовича». 8 Из литературы второй половины ХХ века 8.1 Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору). 8.2 Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору). 8.3 Драматургия второй половины ХХ века. А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по выбору).

  • Слайд 24

    Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по литературе

    ученик должен: 1. знать/понимать 1.1. образную природу словесного искусства; 1.2. содержание изученных литературных произведений; 1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции; 1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; 1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; 1.6. основные теоретико-литературные понятия. 2. уметь 2.1. воспроизводить содержание литературного произведения; 2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • Слайд 25

    Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99) (жирным шрифтом выделены стихотворения, добавленные в кодификатор 2010 г.)

    1. Г.Р. Державин. «Памятник». 2. В.А. Жуковский. «Море». 3. А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт». 4. М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…». 5. Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»; 6. А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…». 7. А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...». 8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». 9. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». 10. А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». 11. В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». 12. С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». 13. М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»). 14. А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». 15. Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

  • Слайд 26

    Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 года с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

    В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия: - художественное время и пространство, - поэтика, - авторский замысел и его воплощение, - постмодернизм, - песня, - фабула, - внутренняя речь, - сказ, - дольник, акцентный стих, верлибр, - литературная критика. 2. В раздел «Из литературы первой половины XIX века» добавлены следующие стихотворения: - А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»; - М.Ю. Лермонтов. «Валерик». 3. В раздел «Из литературы второй половины XIX века» добавлены следующие произведения: - Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...», - М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение); - Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого). 4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой». 5. В раздел «Из литературы первой половины XX века» добавлены следующие произведения: - Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов); - А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого); - А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

  • Слайд 27

    КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

    Оценка выполнения заданий С1 и С3 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме). Точность и полнота ответа а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют…………………………………………………………………………………………………3 б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку………………...2 в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки………………………………………………………………………………………………………1 г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок………………………………………………………0 Максимальный балл……………………………………………………………………………………3

  • Слайд 28

    Оценка выполнения заданий С2, С4

    Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме). Точность и полнота ответа а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют………………………………………………………………………………………………….3 б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (одна позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает неполное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку………………………………………………...2 в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но приводит материал неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2–3 фактические ошибки……………………………………………………………………………………………………….1 г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей……………………………………………………………………………………….0 Максимальный балл……………………………………………………………………………………....3

  • Слайд 29

    Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

    Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов. При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов. При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется. 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения; фактические ошибки отсутствуют……………………………………………………………………………………………………………………….3 б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки………………………………………………………………………………………………...2 в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки………………………………………………………………………………………………..1 г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей ………………………………………………………………………………………………………… ..0

  • Слайд 30

    2.Уровень владения теоретико-литературными знаниями

    а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов…………………….3 б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональной роли тех или иных литературных приемов...........................2 в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала……………………………………………….1 г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала…………………………………………………………………………0

  • Слайд 31

    3.Обоснованность привлечения текста произведения

    а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)……………………….3 б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом……………………………………………………2 в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария……………………………………………...1 г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются……..0

  • Слайд 32

    4. Последовательность и логичность изложения

    а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов…………………….3 б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания……….2 в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе…………………………………….1 г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей, и / или общей логики высказывания……………………………………………..0

  • Слайд 33

    5. Следование нормам речи

    а) допущена 1 речевая ошибка………………………………………………………………3 б) допущены 2–3 речевые ошибки………………………………………………..2 в) допущены 4 речевые ошибки…………………………………………………..1 г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)……0 Максимальный балл…………………………………………………………...15

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке