Презентация на тему "Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Стихотворение Афанасия Фета «Шёпот, робкое дыханье…»" предназначена для проведения урока по русской литературе. Презентация акцентирует внимание на этом стихотворении и его анализе с литературной точки зрения. Материал может быть полезен учащимся для подготовки к урокам по этой тематике.

Краткое содержание

  • Стихотворение
  • Восприятие стихотворения
  • Языковые особенности
  • Стилистические особенности
  • Микротемы и средства художественной выразительности
  • Время и действие
  • Композиция стихотворения

Содержание

  • Слайд 1

    Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

    Урок литературы в 9 классе

  • Слайд 2

     

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

  • Слайд 3

     

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря
    И лобзания, и слёзы;
    И заря, заря!

    1850

  • Слайд 4

    Восприятие стихотворения

    • Что непонятно?
    • Что увидели?
    • Что услышали?
    • Что почувствовали?

  • Слайд 5

    Странности текста

    • Что в тексте показалось необычным?
    • Что необычно с точки зрения синтаксиса?
    • Что необычно с точки зрения морфологии?

  • Слайд 6

    Синтаксис

    Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

  • Слайд 7

    Морфология

    В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

  • Слайд 8

    Языковая композиция текста

    • Какие имена существительные указывают на природу?
    • Какие имена существительные указывают на состояние человека?
    • Сделайте вывод.

  • Слайд 9

    Природа

    Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.

  • Слайд 10

    Человек

    Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

  • Слайд 11

    Вывод

    • Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.
    • В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.

  • Слайд 12

    Первая строфа

    • Какова микротема?
    • Какие краски? Почему?
    • Какие звуки? Почему?
    • Какие средства художественной выразительности использует поэт?

  • Слайд 13

    Микротема - 1

    Свидание влюблённых вечером у ручья.

  • Слайд 14

    Краски - 1

    Неяркие краски, потому что уже вечер.

  • Слайд 15

    Звуки - 1

    Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

  • Слайд 16

    Тропы - 1

    Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.

  • Слайд 17

    Вторая строфа

    • О чём идёт речь?
    • Какие звуки?
    • Какие краски? Почему?
    • Какова роль эпитетов?

  • Слайд 18

    Микротема - 2

    Ночь, которую проводят влюблённые.

  • Слайд 19

    Звуки - 2

    Тишина

  • Слайд 20

    Краски - 2

    Нет цветовых определений, потому что темно.

  • Слайд 21

    Тропы - 2

    Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.

  • Слайд 22

    Третья строфа

    • Какова микротема?
    • Какие краски? Почему?
    • Какие звуки? Почему?
    • Какова роль средств художественной выразительности?
    • Сделайте вывод.

  • Слайд 23

    Микротема - 3

    Утро, расставание влюблённых.

  • Слайд 24

    Краски - 3

    Яркие тона, восход солнца.

  • Слайд 25

    Звуки - 3

    Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

  • Слайд 26

    Тропы - 3

    Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.

  • Слайд 27

    Вывод

    Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

  • Слайд 28

    Время и действие

    • В стихотворении глаголов нет, а действие есть.
    • Как автор этого добивается?
    • Какова временная характеристика?

  • Слайд 29

    Движение

    В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».

  • Слайд 30

    Время

    Вечер, ночь, утро.

  • Слайд 31

    Ритмический рисунок стихотворения

    Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная .Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная.

    Сделайте вывод.

  • Слайд 32

    Вывод

    Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.

  • Слайд 33

    Особенности композиции стихотворения

    В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.

    Сделайте вывод.

  • Слайд 34

    Вывод

    Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.

  • Слайд 35

    Литература

    1. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
    2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
    3. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
    4. Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
    5. Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
    6. Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд