Презентация на тему "Футуризм как литературное направление. Русские футуристы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Футуризм как литературное направление. Русские футуристы" рассказывает о авангардных течениях, выставке "Бубновый валет", группировках внутри течения. Футуризм - термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников.

Краткое содержание

  1. Футуризм
  2. Авангардные течения
  3. "Бубновый валет"
  4. Малевич
  5. Татлин
  6. Группировки внутри течения
  7. Хлебников
  8. Северянин
  9. Вопросы для повторения

Содержание

  • Слайд 1

    ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. РУССКИЕ ФУТУРИСТЫ. ЛИРИКА И. СЕВЕРЯНИНА

    ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. РУССКИЕ ФУТУРИСТЫ. ЛИРИКА И. СЕВЕРЯНИНА

  • Слайд 2

     

  • Слайд 3

     

    ФУТУРИЗМ – ОДНО ИЗ АВАНГАРДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ НАЧАЛА 20 – ГО ВЕКА. СНАЧАЛА СФОРМИРОВАЛСЯ В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМАХ ИСКУССТВА:СКУЛЬПТУРЕ И ЖИВОПИСИ, ПОТОМ В ЛИТЕРАТУРЕ.

  • Слайд 4

    АВАНГАРДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЖИВОПИСИ НАЧАЛА 20 – ГО ВЕКА

    РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ АВАНГАРДИСТЫ, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ РЕАЛИЗМА ПЕРЕДВИЖНИКОВ, ЛИРИЗМА ВРУБЕЛЯ, ЖИВОПИСИ НЕСТЕРОВА, КУСТОДИЕВА ОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА ЭКСПЕРИМЕНТЫ ФРАНЦУЗСКИХ АВАНГАРДИСТОВ, НА ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ КУДИЗМ ПИКАССО И ЛЕЖЕ.
    ВОЗНИКЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ С НЕОБЫЧНЫМИ НАЗВАНИЯМИ «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ», «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГИХ АБСТРАКЦИОНИСТОВ, ЧАСТО УТВЕРЖДАВШИХ СЕБЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАНДАЛОВ, ШОКИРУЮЩИХ ПРИЕМОВ ПСЕВДОТВОРЧЕСТВА, «ГЕНИЕВ БЕЗ ГЕНИАЛЬНОСТИ», БУДЕТ МНОГОКРАТНО ВЫСМЕИВАТЬСЯ. НО ПРИ ВСЕМ ОБИЛИИ НАСМЕШЕК, ИРОНИИ ОНИ ВЫДВИНУЛИ СВОИХ КЛАССИКОВ В ЛИЦЕ К. МАЛЕВИЧА, М. ШАГАЛА. ОНИ ОПРЕДЕЛИИ МНОГИЕ ХУДОЖЕСТВЕНННЫЕ РЕШЕНИЯ ФУТУРИСТОВ В ПОЭЗИИ, ТЕАТРЕ, МУЗЫКЕ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ СОВМЕЩАЛИ ЗАНЯТИЯ ЛИТЕРАТУРОЙ И ЖИВОПИСЬЮ.
    ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО АВАНГАРДА СОСТОЯЛАСЬ В 1907 Г. В МОСКВЕ.
    СВОИ РАБОТЫ ПОКАЗАЛИ М. ЛАРИОНОВ, Н. ГОНЧАРОВА, Д. и Н. БУРЛЮКИ, Г. ЯКУЛОВ, А. ЛЕНТУЛОВ. ЭТО УЖЕ БЫЛА НОВАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ.

  • Слайд 5

    МАРТ – АПРЕЛЬ 1910 ГОДА.МОСКВА ВЫСТАВКА «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ», ДАВШЕЕ НАЗВАНИЕ ОДНОИМЕННОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ.

    • ЖИВОПИСЦЕВ ЭТОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРИВЛЕКАЛА ЭНЕРГИЯ ЦВЕТА И ПРОСТРАНСТВА. ГЛАВНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - ПРОСТОТА, ДОВЕДЕННАЯ ПОЧТИ ДО ГРОТЕСКА, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ РЕАЛЬНОГО МИРА КАК ПОСТОЯННО ДВИЖУЩИХСЯ АБСТРАКТНЫХ ФОРМ. ВЫСТАВКА ИМЕЛА ШУМНЫЙ СКАНДАЛЬНЫЙ УСПЕХ. А. ЛЕНТУЛОВ ПОКАЗАЛ ЗНАМЕНИТЫЕ ПОСТРОЙКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ И КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В ТАКОМ ВИДЕ, ЧТО КАЖЕТСЯ БУДТО ВСЕ ЧАСТИ ЗДАНИЙ ,СДВИНУВШИСЬ СО СВОИХ МЕСТ, КРУЖАТСЯ В СТРЕМИТЕЛЬНОМ ТАНЦЕ.

    1912 ГОД. ВЫСТАВКА «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ».

    • ХУДОЖНИКИ, УЧАСТВОВШИЕ В ЭТОЙ ВЫСТАВКЕ, СТРЕМИЛИСЬ СОЕДИНИТЬ ЖИВОПИСНЫЕ ПРИЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ШКОЛЫ С ДОСТИЖЕНИЯМИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ И ВЫШИВКИ.УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВОК НЕ УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ ЦЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, И КАЖДЫЙ ПОШЕЛ СВОИМ ПУТЕМ, НО НАЗВАНИЕ «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» ПРОЧНО СВЯЗАНО С ПОНЯТИЕМ ПРИВИТИВИЗМ.
    • М. ЛАРИОНОВ В НАЧАЛЕ 10 – Х ГОДОВ ПРИШЕЛ К ИДЕЕ ЛУЧИЗМА – ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ВАРИАНТОВ БЕСПРЕДМЕТНОЙ ЖИВОПИСИ. В ПЕРВЫХ «ЛУЧИСТЫХ» ПОЛОТНАХ ХОРОШО ЗАМЕТНЫ МОТИВЫ ПРИРОДЫ. «ЛУЧИЗМ ИМЕЕТ В ВИДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ ОТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЛУЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ФОРМЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ВОЛЕЙ ХУДОЖНИКА».

  • Слайд 6

     

    ВНОВЬ ВОЗНИКШИЕ АВАНГАРДИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ ВЫЗЫВАЛИ ОБИЛИЕ НАСМЕШЕК И ИРОНИИ, НО ОНИ ВЫДВИНУЛИ СВОИХ КЛАССИКОВ В ЛИЦЕ К. МАЛЕВИЧА С ЕГО «ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ» И М. ШАГАЛА С ПАРЯЩИМИ ФИГУРАМИ. ОНИ ОПРЕДЕЛИЛИ МНОГИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ФУТУРИСТОВ В ПОЭЗИИ, ТЕАТРЕ, МУЗЫКЕ. В ЧАСТНОСТИ – ТАК НАЗЫВАЕМЫХ КУБОФУТУРИСТОВ, САМОГО АГРЕССИВНОГО КРЫЛА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

    М. ШАГАЛ, ИМЕЯ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРНИ, УДИВИТЕЛЬНО ЕСТЕСТВЕННО, С ЛЕГКОСТЬЮ ОСВАИВАЛ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ СТРАН, ЭПОХ И СТИЛЕЙ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ СВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ ПОЧЕРК.

  • Слайд 7

     

    ТВОРЧЕСТВО ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО – УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА. ОН СОВЕРШИЛ ПОДЛИННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЖИВОПИСИ, СОЗДАВ ПЕРВЫЕ АБСТРАКТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.ОН СОСРЕДОТОЧИЛ ВСЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ НА ПЕРЕДАЧЕ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ ХУДОЖНИКА.

  • Слайд 8

     

    К. МАЛЕВИЧ НЕ ПОЛУЧИЛ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1-Й ЭТАП ТВОРЧЕСТВА СВЯЗАН С ИМПРЕССИОНИЗМОМ. ОН ПЫТАЛСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ СОЧЕТАНИЯ ОБЪЕМНОСТИ И ПЛОСКОСТНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУР, ПОИСКИ ДЕКОРАТИВНОГО ЭФФЕКТА В ЦВЕТОВЫХ СООТНОШЕНИЯХ. СОЗДАЛ РЯД РАБОТ, В КОТОРЫХ СТРЕМИЛСЯ СОЕДИНИТЬ ЧЕРТЫ КУБИЗМА И ФУТУРИЗМА.

    • «КОСАРЬ», 1912 Г.
    • «Ч. КВАДРАТ», 1914-15 Г Г.
    • «УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ Ч. КВАДРАТ»

  • Слайд 9

     

    В. Е. ТАТЛИН – ХУДОЖНИК РУССКОГО АВАНГАРДА, РОДОНАЧАЛЬНИК КОНСТРУКТИВИЗМА. В РАННИХ РАБОТАХ ОЩУЩАЕТСЯ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИМПРЕССИОНИСТОВ. КАРТИНЫ 10 – Х ГОДОВ ОКРАШЕНЫ СВЕТЛЫМ ЮМОРОМ. НА АВТОПОРТРЕТЕ 1911 Г. ОН ПРЕДСТАЕТ МАТРОСОМ ШХУНЫ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРЕНЕБРЕГАЕТ РЕАЛЬНОЙ ФОРМОЙ, БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ КОНСТРУКТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ФИГУРЫ. РАБОТАЯ НАД КОНТУРОМ, ИСКАЛ БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ РАКУРСЫ. СОЗДАЛ НОВЫЙ ЖАНР – КОНТРРЕЛЬЕФОВ- АБСТРАКТНЫХ ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ. ТАК ПОДОШЕЛ К ОТКРЫТИЮ КОНСТРУКТИВИЗМА. САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА III ИНТЕРНАЦИОНАЛУ.

  • Слайд 10

    ФОРМИРОВАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ФУТУРИЗМА

    • ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ ФУТУРИЗМА – 1910 ГОД. ПЕРВЫЙ СБОРНИК «САДОК СУДЕЙ» (АВТОРЫ:Д.БУРЛЮК, В. ХЛЕБНИКОВ, В. КАМЕНСКИЙ).
    • ПЕРВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ – 1912 ГОД «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ». («ТОЛЬКО МЫ – ЭТО ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ»).
    • МАНИФЕСТ ИЗ СБОРНИКА «САДОК СУДЕЙ – II » - 1913 ГОД. ПРОГРАММА КОНКРЕТИЗИРОВАНА: ОТРИЦАНИЕ ГРАММАТИКИ, СИНТАКСИСА, ПРАВОПИСАНИЯ; НОВЫЕ РИФМЫ, РАЗМЕРЫ СТИХА; НОВЫЕ СЛОВА И НОВЫЕ ТЕМЫ; ПРЕЗРЕНИЕ К СЛАВЕ: «НАМ ИЗВЕСТНЫ ЧУВСТВА, НЕ ЖИВШИЕ ДО НАС. МЫ НОВЫЕ ЛЮДИ НОВОЙ ЖИЗНИ».

  • Слайд 11

    Группировки внутри течения

  • Слайд 12

    ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

    Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) родился в Астраханской губернии, сын ученого-натуралиста. Учился в Казанском университете, затем с 1908 г. - в Петербургском; курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 г.; выступал на страницах первого сборника футуристов "Садок судей" (1910). Один из ведущих участников движения футуристов в России, подписавший все их манифесты. Хлебникову принадлежит и русское название футуристов - "будетляне". Являя собой странную фигуру в литературном мире, вел неустроенную, полу бродячую жизнь, был редкостным бессребреником, называл себя дервишем, йогом, марсианином.

  • Слайд 13

    ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (ЛОТАРЕВ) 1887 – 1941 ГГ.

    СЕВЕРЯНИНА СОПРОВОЖДАЛА СКАНДАЛЬНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ, ВОСТОРЖЕННЫЕ СЛАВОСЛОВИЯ И ЗЛОБНЫЕ НАПАДКИ. ШУМНЫЙ УСПЕХ ПРИНЕСЛА ПОЭТУ КНИГА «ГРОМОКИПЯЩИЙ КУБОК» 1913 Г. ОН СТАЛ ОДНИМ ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ КУМИРОВ 1910 ГОДОВ. ЕГО УСПЕХУ СПОСОБСТВОВАЛА ОСОБАЯ МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ СВОИХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЖАНРА В ЭСТРАДНОМ ИСКУССТВЕ – ЖАНРА АВТОРСКОГО ЧТЕНИЯ СТИХОВ.

  • Слайд 14

     

  • Слайд 15

    Вопросы для повторения

    1. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУТУРИЗМУ.
    2. КАК НАЗЫВАЛСЯ 1-Й РУССКИЙ ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК?
    3. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ДЕКЛАРАЦИЯ ФУТУРИСТОВ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В 1912 Г.?
    4. ЧЕМ ВЫЗВАНО ЖЕЛАНИЕ ФУТУРИСТОВ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРОШЛОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ?
    5. НАЗОВИТЕ ПОЭТОВ ПРИНАДЛЕЖАВШИХ К РАЗЛИЧНЫМ ФУТУРИСТИЧЕСКИМ ГРУППИРОВКАМ?
    6. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА И. СЕВЕРЯНИНА.

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока литературы по творчеству М.В.Ломоносова, проведённого в 9 «а» классе учителем русского языка и литературы Будюкиной В.И.

«Петр Великий русской литературы» В.Г.Белинский (2 часа).

Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.

Н.В. Гоголь.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка,...

Конспект урока литературы по творчеству М.В.Ломоносова, проведённого в 9 «а» классе учителем русского языка и литературы Будюкиной В.И.

«Петр Великий русской литературы» В.Г.Белинский (2 часа).

Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.

Н.В. Гоголь.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деятельности; познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения.

Оборудование: Презентация к уроку.

Ход урока.

Понятие о классицизме. Повторение теории литературы. Основные жанры литературы эпохи классицизма: трагедия, ода, комедия .

Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.

Слово учителя о Ломоносове.

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755 году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

Этап формирования знаний о реформаторской деятельности Ломоносова в области русского языка и литературы.

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения.

Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства».

Три группы слов:

  • I (высокий штиль)
  • II (средний штиль)
  • III(низкий штиль)
  1. Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
  2. Слава взываю (зову) говорю
  3. Ныне десница (рука) ручей
  • I – о делах важных, событиях значительных
  • II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
  • III – комедии, песни, дружеские послания.

Теория носила демократический характер: сузила круг употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному.

Реформа стихосложения.

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Ломоносова «Открой мне бывшие, о древность, времена»

Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» М.В.Ломоносов.

Те-рек во-ет дик и зло-бен (хорей) Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб)

- Определите размер этих стихов.

Другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым: ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров.

IV.Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.

М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи", изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. У Ломоносова есть “любимые" проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных.

Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного". Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

V.Чтение, анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

(Начало работы над одой организуем вопросами о читательских впечатлениях. Далее предлагаем учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую тональность повествования, его стиль (возвышенная, торжественная...), и объяснить свой выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их точки зрения звучат наиболее торжественно, величаво). - Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I? (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий" — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)

На доске и в тетрадях записываются признаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приемы ораторской речи. - Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие? (Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.) 1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная"? 2. Как относится автор к Петру I и Елизавете? 3. Каково отношение к науке у преемников Петра I? 4. Что поэт советует Елизавете? 5. В чём состояла насущная задача страны? 6. Как бы вы определили главную тему оды? (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.) 7. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника:

а) ода строится как ораторское сочинение;
б) излюбленный приём — “вопрошение", за которым следует ответ;
в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы

Учащиеся находят в тексте примеры :

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна", “главу венчанну");
  • славянизмы (“хощет", “тщание");
  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами");
  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет");
  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

д) в речи много славянизмов, библеизмов;
е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх", чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия").

8. Прочитайте слова Н.В. Гоголя о том, что отличительная черта русской поэзии — “стремление как бы унестись куда-то вместе со звуками", и высказывание Г.Макогоненко: “Ломоносов был первым, у кого это качество проявилось: ни его предшественники (Ф.Прокопович, А.Кантемир), ни его современники (В.Тредиаковский, А.Сумароков), ни один из поэтов нового поколения (Херасков), вплоть до появления Г.Р. Державина не мог соперничать с ним в этом отношении".

(Время: прошлое — настоящее — будущее; пространство: безграничность — в одно мгновение позволяет нам перенестись от Волги, Днепра, Оби к Амуру, Лене, даже Нилу; с высоты “гор превысоких" — к подземным недрам. Так мог видеть мир только гениальный Ломоносов (ведь это только XVIII век!), уверенный в своём великом предназначении. Устами движет Бог; Я с ним начну вещать, Я тайности свои и небеса отверзу...

Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю озирает он от края до края, с какой светлой вершины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью". Перед нами программа деятельности монарха и общества, обращенная в будущее. Поэту важно призвать слушателя и читателя к активному участию в ее выполнении. Ломоносов воспевает силу и мощь российского государства.

VI . Ломоносов – неутомимый поборник просвещения и прогресса.

Чтение стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния"

1. Каковы ваши впечатления? Закройте глаза и представьте картину, изображённую поэтом. Что вы видите?

2. Как бы вы определили ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.)

3. Как соотносятся мир и человек в восприятии поэта? ( мир-«бездна», человек- «песчинка»)

4.Какие вопросы волнуют людей при наблюдении за северным сиянием, этим чудом природы?

5. Почему Ломоносова радует, что нет окончательной разгадки этого явления? (Разгаданная тайна теряет часть своей магической притягательности. Учёный и поэт спорят в душе Ломоносова, и поэт побеждает.)

6. Что восхищает автора? (Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в “стройном чине". Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль “просветлённая лампада возжжена", то это ко многому должно подвигнуть человека.)

6.Определите размер стиха, тип рифмы. Как ритмический рисунок влияет на общий тон стихотворения? (Строгий четырёхстопный ямб с мужской рифмой придают чеканную торжественность каждой строфе) Чтение стихотворения «Утреннее размышление о Божием величестве» - Что, с точки зрения Ломоносова, убедительнее всего говорит о величии Творца? (Великолепие его творения)

- Какая научная картина предстаёт перед нами?
- В чём видел Ломоносов просветительскую задачу поэта? (Поэт должен не только восхищаться прекрасным и необычным, но и стараться объяснить эти явления.)
- Прочтите заключительную строфу стихотворения. В чём её метафорический смысл? (Человек покрыт тьмой невежества, только с помощью Господа он станет творцом великих дел и прекрасных строк.)

1. Найдите в «Размышлениях...» примеры нарушения лексической сочетаемости, трансформации смысла слов.

2. К чему это приводит? (Создаётся более яркая, образная, впечатляющая картина.) Вывод: В «Утреннем размышлении...» Ломоносов образно передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те научные представления, которые сложились лишь к концу XIX века, после изобретения спектроскопа. В «Вечернем размышлении...» с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, неизмеримым множеством миров, бесконечностью вселенной. Художественное пространство поражает космизмом масштабов. VII. Итог урока.

- Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?

Исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный. Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития.

Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.

VIII. Домашнее задание.

  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова

Используемая литература:

  1. Ломоносов М.В. Сочинения. М., 1987.
  2. Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
  3. Морозов А. М.В. Ломоносов. Л.: Лениздат, 1952.
  4. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М: «Высшая школа», 1991.с.52-72
  5. Равич Н. Повесть о великом поморе. М:- «Детская литература», 1977
  6. Белявский Т. Все испытал и все проник. М:-«Просвещение», 1990.
  7. Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. Пособие для учителя. М:- «Владос», 2000. с. 23-29
Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд