Презентация на тему "Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского"

Презентация: Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.42 Мб). Тема: "Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского". Предмет: литература. 31 слайд. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского
    Слайд 1

    Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского

    Дикой Подхалюзин Миловзоров Кручинина

  • Слайд 2

    «Лес» Раиса Павловна Гурмыжская – Лилия Юдина и Алексей Буланов – Дмитрий Солодовник Евгений Аполлоныч Милонов – Виталий Коняев Алексей Буланов – Алексей Фаддеев

  • Слайд 3

    Евгений Аполлоныч Милонов

    Богатый помещик, сосед Гурмыжской. Его фамилия напоминает слово «миллион», которое неплохо характеризует его: имея свой капитал, он ни о чем больше не заботится, он – личность бессмысленная, «мертвая душа». Его фамилия, конечно, перекликается с такими фамилиями как Манилов и Молчанин. Евгений Аполлоныч Милонов – Виталий Коняев

  • Слайд 4

    Иван Петров Восьмибратов

    Купец, торгующий лесом. Представитель купеческой России. (Восьмибратов – восемь братьев), таких как он много; фамилия, также, говорит о том, что он контактен, умеет этим пользоваться в целях обогащения: скользкий и хитрый, старается «надуть» каждого, с кем имеет дело.

  • Слайд 5

    Алексей Сергеевич Буланов

    Молодой человек, недоучившийся в гимназии. Буланов – от слова буланый, которое означает пеструю масть лошади; он не имеет своей ярко выраженной «окраски», его сложно назвать личностью. Буланов – вещь в руках Гурмыжской, он не имеет своего собственного суждения о происходящих вокруг событиях, во всем соглашается со своей «хозяйкой». Алексей Буланов – Алексей Фаддеев

  • Слайд 6

    «Без вины виноватые»

    Другая известная пьеса Островского – «Без вины виноватые» – стала его предпоследним произведением. Работу над этой пьесой он начал летом 1883 года. «Это, – писал Островский, – чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение, и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии…»

  • Слайд 7

    Григорий Незнамов

    Приехав в свой родной город, актриса Кручинина знакомится с молодым Григорием Незнамовым. Он – «подзаборник», как его называют, человек без паспорта, не знающий имени своих родителей, отверженный людьми и жизнью. Увидев фамилию  Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.

  • Слайд 8

    Дудкин и Миловзоров

    Второстепенные герои, о которых мало сказано, но, увидев их фамилии, можно без труда охарактеризовать этих персонажей. Дудкин – человек болтливый, слову которого верить нельзя. Миловзоров – идеальная фамилия для первого любовника.

  • Слайд 9

    Шмага

    Фамилия имеет очень интересную историю. Шмага – прозвище, не выдуманное Островским, а взятое им из документа 1705 года, в котором рассказывалось о неком Василии Теленкове по прозвищу Шмага пьяный. Этот человек стремился подвергнуться «бесчестью» (оскорблению), чтобы с обидчика взыскать вознаграждение. За плутовские проделки велено было «комедианта пьяного Шмагу, взяв в приказ» высечь батогами. Островский  воспользовался этим историческим именем, потому что знал обычай давать незначительным театральным работникам прозвища, которые часто совсем вытесняли подлинную фамилию.

  • Слайд 10

    «Свои люди – сочтемся!»

    Подхалюзин – Антон Хомятов Самсон Силыч – Виктор Борцов

  • Слайд 11

    Лазарь Елизарыч Подхалюзин

    Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы «Свои люди – сочтемся!» можно объяснить довольно однозначно. Имя Лазарь ассоциируется с выражением: «Лазаря петь». Ожегов определяет это словосочетание как простонародное, неодобрительное и дает ему такое толкование: «Жаловаться, стараясь разжалобить кого-нибудь». Вспоминается сцена, когда Подхалюзин пытается разжалобить Большого, чтобы тот выдал за него дочь Липочку, мечтая получить приданое и наследство. Что же касается его фамилии, то Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек». Такое описание полностью соответствует поведению обладателя такого имени.

  • Слайд 12

    Рисположенский Сысой Псоич

    Характерная семинарская фамилия говорит о происхождении из духовного звания, однако она искажена: пишется не по смыслу, а по произношению; прямая связь утрачена. Вместе стемфамилиянамекает на известную идиому: упиться «до положения риз», которую данный персонаж вполне оправдывает, так как его неодолимая тяга к бутылке многократно обыгрывается в пьесе: «Я, Самсон Силыч, водочки выпью!»

  • Слайд 13

    «Таланты и поклонники»

    Эта пьеса А.Н. Островского  рассказывает о жизни молодой актрисы из провинциального театра, Александры Николаевны Негиной. По фамилии  героини мы сразу понимаем, что она – хрупкий, нежный, ранимый человек. У Негиной есть жених, Петр Егорыч Мелузов, молодой человек, кончивший курс в университете и ожидающий учительского места. Фамилия Мелузов происходит от слов: мелкий, мелюзга; или от глагола мелюзить – рябить, мельтешить. Его фамилия  подчеркивает его положение в обществе – он не богат, его никто не уважает. Негина не может получить защиты и поддержки со стороны Мелузова и поэтому сильно страдает от предложений таких людей, как Ираклий Стратоныч Дулебов – важный барин старого типа, пожилой человек.

  • Слайд 14

    Иван Семеныч Великатов

    Один из главных персонажей этой комедии – Иван Семеныч Великатов. Его фамилия  происходит от слова «великатный», т.е «величавый, видный, важный, годый, умеющий обращаться с людьми , внушающий к себе уважение». Иван Семеныч владеет огромным состоянием, имеет предприимчивый характер, он умен и учтив, любая девушка хочет выйти за него замуж. Александра Николаевна влюбляется в него. Она соблазнена игрой в московском театре, ей кажется, что такая жизнь лучше, чем простая «жизнь трудящихся» с Мелузовым.

  • Слайд 15

    «Гроза»

  • Слайд 16

    Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)

    Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кроме того, Марфа – «наставница». Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Иллюстрация А. Скородумова

  • Слайд 17

    Дикой

    Иллюстрация А. Скородумова Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

  • Слайд 18

    Катерина и Варвара

    Катерина –в переводе с греческого означает «чистая». Она не вынесла раздвоения своей души и стала жертвой своей чистоты, своей религиозности. Имя «Варвара» означает- «грубая». Эта героиня во многом противопоставлена Катерине. Действительно, она довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара по-своему добра, любит Катерину, она помогает ей, как ей кажется, обрести любовь, устраивает свидание, но не задумывается о том, какие последствия могут быть у всего этого.

  • Слайд 19

    Ваня Кудряш

    Конторщик Дикого, но в отличие от других служащих у купца, умеет за себя постоять. Он смышлен и остер на язык, его характеристикидругих персонажей, суждения о жизни точны и образны. Образ кудряша имеет аналогии в поэзии Кольцова. Можно, например, установить связь с Лихачом Кудрявичем («Первая песня Лихача Кудрявича»), о котором сказано: С радости-веселья Хмелем кудри вьются; Ни с какой заботы Они не секутся… Вовремя да в пору Медом реки льются; И с утра до ночи Песенки поются…

  • Слайд 20

    Кулигин

    «Самоучка-механик», как сам себя представляет герой. П.И.Мельников-Печерский в рецензии на «Грозу» написал: «…Этому человеку г.Островский весьма искусно дал знаменитое имя Кулибина, в прошедшем столетии и в насале нынешнего блистательно доказавшего, что может сделать неученый русский человек силою своего гения и непреклонной воли».

  • Слайд 21

    «Бесприданница»

  • Слайд 22

    Харита Игнатьевна Огудалова

    Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам». Харита – имя, во-первых, означает «прелестница» (хариты – богини изящества); а во-вторых, фамилия образованна от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть.Игнатом в XIX веке звали цыгана вообще, как, например, Ванькой – извозчика. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором.

  • Слайд 23

    Лариса Дмитриевна

    Лариса Дмитриевна – «девица; одета богато, но скромно». Лариса в переводе с греческого означает «белая чайка». С именем Лариса связана главная тема пьесы-тема красоты и ее поругания. Иллюстрация А. Скородумова

  • Слайд 24

    Сергей Сергеевич Паратов

    Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. 1)На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.2)от франц «парад» (всё делает напоказ, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза. Иллюстрация А. Скородумова

  • Слайд 25

    Мокий Парменыч Кнуров

    Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк». Иллюстрация А. Скородумова

  • Слайд 26

    Василий Данилыч Вожеватов

    Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «обходительный, приветливый человек, занимательный собеседник». Есть еще одна точка зрения: Вожеватов происходит от словосочетаний «вожеватыйнарод», имеющего значение развязный, беспардонный. В этом человеке, действительно, уживаются две натуры.

  • Слайд 27

    Юлий Капитоныч Карандышев

    Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротесково звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает и сложность, противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок». Иллюстрация А. Скородумова

  • Слайд 28

    Вывод

    Драматург часто использует фамилии и имена действующих лиц для характеристики своих героев. Некоторые приемы образования фамилий 1)Метафоризация (переносное значение): Коршунов («Бедность не порок»), Беркутов «Волки и овцы») образованы от наваний хищных птиц: беркут – сильный горный орёл, зоркий, кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркутов из породы «волков» и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыплёнка, из отчего дома слабое, хрупкое существо – Любовь Гордеевну.Многие фамилии образованы от названий птиц, рыб, животных с ярко выраженным отрицательным значением: Баранчевский, Лисовский, Кукушкина.Фамилия может указывать на манеру поведения, внешний вид человека, образ жизни, социальное и материальное положение: Пузатов, Белотелова, Дикой, Кручинина. Большов, Подхалюзин, Рисположенский («Свои люди – сочтемся!»).

  • Слайд 29

    2) Фамилия у Островского может указывать на внешний вид человека:Пузатов, Бородкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; На манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грознов; На образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужев; На социальное и материальное положение: Большов, Великатов. В фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей. 3)Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названия зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.

  • Слайд 30

    4) Почти треть всех фамилий-диалектного происхождения: Великатый(«Таланты и поклонники»)- «величавый, видный»; Лыняев(«Волки и овцы») от «лынять»,т.е. «отлынивать, уклоняться от дела» (Толковый словарь В.И.Даля); Дульчин(«Последняя жертва») от «дуль» - «выгнившее древесное дупло»; Хлынов(«Горячее сердце») от «хлын»- «мошенник, вор, обманщик в купле-продаже; Жадов(«Доходное место») от «жадать»- в старинном значении «испытывать сильное желание».

  • Слайд 31

    5)В качестве «строительного материала» для образования фамилий Островский не часто, но использует искаженные иностранные слова: Паратов(«Бесприданница») от франц. «парад»; Неглигентов(«Воспитанница») от франц. «неглиже» (небрежное одеяние, небрежный вид. 6)Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев(«Бедность не порок»), Маломальский(«Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков(«Шутники»)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке