Презентация на тему "Хамелеонство как явление социальное"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Хамелеонство как явление социальное" рассказывает о произведении выдающего русского писателя, Антона Павловича Чехова. Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Один из самых известных драматургов мира.

Краткое содержание

  1. Псевдонимы Чехова
  2. Изображения
  3. Хамелеон
  4. Художественная деталь
  5. Говорящие фамилии
  6. Речь Очумелова
  7. Пословицы
  8. Словарик
  9. Композиция рассказа

Содержание

  • Слайд 1

    Хамелеонство как явление социальное

    По рассказу Антона Павловича Чехова.

    Учитель: С.Т. Лапшина

  • Слайд 2

    Псевдонимы Чехова

    • Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарёв, Лаэрт, Улисс.
    • Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский,
    • Человек без селезёнки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гёте, Крик, Даглас.

  • Слайд 3

    Чехов в Таганроге

  • Слайд 4

     

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

     

  • Слайд 7

     

  • Слайд 8

    Сатирические журналы

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

     

    Толстый и тонкий

  • Слайд 11

    Человек в футляре

    Человек в футляре

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

    Хамелеон

    Хамелеон –

    1. Разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;
    2. В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

  • Слайд 14

    Найдите художественные детали в тексте и определите их роль

    • Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?
    • Что является центром внимания толпы в завязке повествования?
    • Что происходит с Очумеловым? Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?

  • Слайд 15

    Художественная деталь

    Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку:

    • название рассказа «Хамелеон»
    • новая шинель - признак власти
    • узелок в руке и конфискованный крыжовник
    • щенок
    • окровавленный палец Хрюкина - символ победы

  • Слайд 16

    Говорящие фамилии

    • Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).
    • Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа).
    • Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).
    • Елдырин (от «елдыга» - сварливый и корыстный, придирается при дележе).

    Приём «говорящих фамилий» - юмористический или сатирический?

  • Слайд 17

    Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?

    • Рассказ держится на живой речи, в которой преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер.
    • Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? А в речи Очумелова и Елдырина?
    • О чём это говорит?

  • Слайд 18

    Речь Очумелова

    «Я ему покажу кузькину мать».
    «Знаю я вас, чертей,… мерзавец, …болван, …свинья».
    «Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!»
    «Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать!»

    Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев («По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»;

    «Я человек, который работающий» и т.д.)

  • Слайд 19

    Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

    Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

    Варианты:

    1. Хамелеон – Очумелов.
    2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
    3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

    • Почему толпа так быстро («словно из земли выросши») собралась вокруг Хрюкина?
    • Почему писатель в одном случае использует слово «толпа», а в другом – «сборище»?
    • Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

  • Слайд 20

    Пословицы

    Не всяк судит по праву, иной и по криву.
    Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.
    Куда хочу, туда и ворочу.
    Верь не правде, а силе.
    Наглому дай волю, захочет и боле.
    Дело знай, а правду помни.
    Дай волю на ноготок, а он возьмёт на локоток.
    Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло.

  • Слайд 21

    Как выражается авторская оценка происходящего?

    • Чехов утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.

  • Слайд 22

     

    Все чиновники «прислуживаются», а не «служат» - проявляют не уважение, а подобострастие и раболепие.

  • Слайд 23

     

    • Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.
    • В его в произведениях горькая насмешка и грустное раздумье.
    • ЭТО происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.

  • Слайд 24

     

    Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

    Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.

  • Слайд 25

    Словарик

    • Хамелеонство - угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
    • Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
    • Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.
    • Чинопочитание – преклонение перед человеком власти.
    • Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться.
    • Косноязычный — плохо развита речь, невелик словарный запас.

  • Слайд 26

    Композиция рассказа

    Композиция рассказаСюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон»

  • Слайд 27

    Проблема:

    • Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон»

    А.П. Чехова

  • Слайд 28

     

    Юмор:

    • Смех добрый, веселый.

    Сатира:

    • Смех злой, гневный, зовёт к протесту.

    Гротеск:

    • Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

    Гипербола:

    • Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

    Ремарка:

    • Пояснение автора к тексту пьесы.

  • Слайд 29

    Особенности композиции рассказа.

    • Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло.
    • В центре внимания не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хозяина собаки.
    • От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.
    • Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.

  • Слайд 30

    Экспозиция рассказа (завязка, начало)

    • Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади» городка –экспозиция напоминает драматургическую ремарку.
    • Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.
    • И вопросом сбитого с толку Очумелова: «Кто кричал?»
    • На этом застывает развитие действия.

  • Слайд 31

    Кульминация

    Кульминация как таковая, по сути, отсутствует.
    От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по кривой, волнистой линии.

  • Слайд 32

    Развязка

    Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остаётся до конца не прояснённой, а участники событий уже разошлись.

    (Развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»).

  • Слайд 33

    Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением...

    • В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака"?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
    • Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
    • В зависимости от того, генеральская собака или нет, она то «бешенная собака», «бродячий скот», «подлость одна» то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка».

  • Слайд 34

    Финальный аккорд

    В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее.
    Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию.
    Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

  • Слайд 35

    Выводы

    Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны.
    Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»).
    В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.

  • Слайд 36

     

    Спасибо за внимание к Чехову

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд