Презентация на тему "Иван Бунин о любви"

Презентация: Иван Бунин о любви
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Иван Бунин о любви" по литературе, включающую в себя 28 слайдов. Скачать файл презентации 5.33 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 8-10 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Иван Бунин о любви
    Слайд 1

    Иван Бунин о любви

  • Слайд 2

    Цикл «Тёмные аллеи» - это сборник новелл, основной темой которых становится любовь. Все рассказы и герои разные, но они имеют нечто общее: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический исход. Это происходит потому что писатель убеждён: любовь это яркая вспышка и не терпит продления. В центре внимания И. Бунина во всех рассказах цикла «Тёмные аллеи» - любовь мужчины и женщины, причём чаще всего показанная спустя много лет.

  • Слайд 3

    Сюжет, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание, которое иногда заканчивается смертью героини.

  • Слайд 4

    Но в каждом рассказе И. Бунин находит новые оттенки любовного чувства: Возвышенное чувство обожания («Натали») притворная любовь – игра ( «Ривьера») любовь – вражда («Пароход «Саратов») Любовь – отчаяние ( «Зойка и Валерия») Любовь – самозабвение(«Холодная осень») Любовь – жалость, сострадание («Кавказ», «Руся»). Любовь у Бунина – это не только духовное единство, но и физическая близость, причём любовь никогда не длится долго.

  • Слайд 5

    Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена. И. Бунин

  • Слайд 6

    эпиграфы "Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни..." И.А.Бунин "Всё из века равно самому себе,пребывая в круговороте..." М.Аврелий

  • Слайд 7

    "На языке лёгкого дыхания..." урок по рассказу И.Бунина "Лёгкое дыхание". 11 класс

  • Слайд 8

     Попробуйте описать ваше непосредственное впечатление от этого рассказа (понравился, не понравился, оставил равнодушным, увлёк, заставил задуматься, показался непонятным)?

  • Слайд 9

    Рассказ невелик по объёму, однако событий в нём много. Проследите за сюжетом. Видите ли вы какие-то композиционные особенности? Попытайтесь объяснить, почему он построен именно так. (Можно заметить в повествовании цикличность: рассказ начинается с конца. Автор не рассказывает всё в хронологической последовательности, а буквально кидает читателя от места к месту, от времени к времени. Но если переставить фрагменты в том порядке, в котором их привык видеть читатель, то текст потеряет какую-то свою особенность, станет зауряднее.)

  • Слайд 10

    Детство 14 Юность 1 Эпизод с Шеншиным 2 Разговор о лёгком дыхании 3 Приезд Малютина 8 Связь с Малютиным 10 Запись в дневнике 11 Последняя зима 13 Эпизод с офицером 9 Разговор с начальницей 7 Убийство 5 Похороны 6 Допрос у следователя 12 Могила 4 план композиция диспозиция по рассказу в хронологии

  • Слайд 11

    Чем обусловлена сложность композиции? Как она раскрывает проблему жизни и смерти? (Для Бунина любовь и смерть – две величайшие загадки. Начало и конец жизни, красота и ужас, глубинный вечный смысл и великая бессмыслица. Любовь в понимании Бунина всегда трагична, страсть роковым образом губит человека, приближает к смерти.)

  • Слайд 12

    Как решается важная для писателя проблема жизни и смерти? Выявите эпизоды, в которых звучит эта проблема. Чем Оля привлекает классную даму? Почему она каждый праздник ходит на могилу девушки? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые определяют характер, поведение Оли Мещёрской, её внутреннее состояние и отвечают на вопрос: «Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фёта»?

  • Слайд 13

    Как разрешить это мучительное противоречие? Как обрести бессмертие? И возможно ли оно? Эти глобальные вопросы ставит Бунин в своих произведениях. Прежде чем мы обратимся к рассказу “Легкое дыхание”, поговорим о стихотворении “Портрет”, которое предшествовало рассказу (1903 г), но уже содержит в себе, как в зародыше, мотивы и темы будущего шедевра.

  • Слайд 14

    Легкое дыхание». Художник О. Верейский Погост, часовенка над склепом,Венки, лампада, образа,И в раме, перевитой крепом,Большие, ясные глаза.Сквозь пыль на стеклах, жарким светомВнутри часовенка горит.“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-Незримый кто-то говорит.Кокетливо-проста прическа,И пелеринка на плечах…А тут повсюду капли воскаИ банты крепа на свечах.Венки, лампадки, пахнет тленьем…И только этот милый взорГладит с веселым изумленьемНа этот погребальный вздор. ПОРТРЕТ

  • Слайд 15

    В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы; встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор. Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Его “сонет любви на старом мавзолее звучит бессмертной грустью обо мне”, как сказано в другом стихотворении Бунина “Эпитафия”, близком по тематике только что прочитанному.

  • Слайд 16

    Зачем в повествовании о жизни Оли Мещерской история классной дамы? (история классной дамы присутствует для того, чтобы восстановить в глазах читателя репутацию Оли Мещерской? Ведь классная дама вспоминает о ней именно хорошо: она ходит на её могилу каждый праздник. То есть таким способом автор пытается направить восприятие читателя в нужное русло. Также классная дама — это связующее звено между основным текстом и фрагментом про лёгкое дыхание Классная дама постоянно живёт ради чего-то, какой-то идеи. А Оля жила для себя. Возможно, история классной дамы здесь для противопоставления.)

  • Слайд 17

    Основная мысль задана в названии рассказа.

  • Слайд 18

    "Лёгкое дыхание" Почему так называется рассказ?

  • Слайд 19

    Какую идею автор хотел донести до читателя? Краткость жизни? Сила женской красоты? Порочность людей? И. Бунин хотел сказать, что жизнь — это “лёгкое дыхание”, один миг — и жизни нет? Оля похожа на бабочку. Такую большую, красивую, редкую. На махаона. Бабочки живут недолго, но зато доставляют неописуемое наслаждение людям, которые на них смотрят. И даже “лёгкое дыхание” ассоциируется с полётом бабочки.

  • Слайд 20

    Ты прав, одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым сияньем – Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилья Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И …………… . А.А.Фет

  • Слайд 21

    Финальной фразой подчёркивается связь дыхания и ветра, жизни земной и жизни вечной. Лёгкое дыхание становится символом естественной, природной красоты.

  • Слайд 22

    Грамматика любви “Некто Ивлев ехал однажды в начале июня в дальний край своего уезда”. Начинается рассказ как будто буднично и незамысловато. Но следует помнить, что писатель особое значение придавал первой фразе, настраивающей читателя и организующей его восприятие. С этим поэтическим вступлением контрастирует целый ряд бытовых, реалистических деталей: “тарантас с кривым пыльным верхом”, “густые сбитые гривы” нанятых лошадей, возница, тупой, хозяйственный, не понимающий шуток, — вот объяснение, почему “Ивлев отдался той спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков”.

  • Слайд 23

    Бунин обращает наше внимание на состояние Ивлева: “Ехать сначала было приятно: тёплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов... дул сладкий ветерок, нёс по... косякам цветочную пыль, местами дымил ею, и вдали от неё было даже туманно”. Пейзаж лёгкий, расплывчатый, словно акварельный, он дан глазами героя, с умиротворённой созерцательностью которого соседствует лёгкая ирония по отношению к “малому, в новом картузе и неуклюжем люстриновом пиджаке”, серьёзному из-за доверенных ему лошадей. Картина эта, озвученная бубенчиками, стуком копыт, кашлем лошадей и скрежетом валька о колесо, завершается словно незначительной деталью: “всё время мелькала... белой сталью стёртая подкова”. Мы незаметно оказываемся в полной власти писателя, овладевшего нашим вниманием.

  • Слайд 24

    Далее следует небольшой диалог, следствием которого является посещение Ивлевым дома графини. Незаметно меняется настроение героя под воздействием того, что он видит: “погода поскучнела”, грязный двор, каменное корыто, “темнеющая от дождя гостиная”… Особенно неприятен, даже раздражающ вид графини, безвкусно кокетничающей с гостем: “Графиня была в широком розовом капоте, с открытой напудренной грудью; она курила, глубоко затягиваясь, часто поправляла волосы, до плечей обнажая свои тугие и круглые руки, затягиваясь и смеясь, она всё сводила разговор на любовь...” Упоминается какая-то “легендарная Лушка” и помешанный на любви к ней помещик Хвощинский, который “во всём остальном... нисколько не был помешан… просто он был не теперешним чета”. О том, насколько приятен был визит к графине, говорят стакан “сивого чая” и засиженное мухами печенье.

  • Слайд 25

    Отдавшись на милость возницы, Ивлев приближается к поместью Хвощинского. “Места становились всё беднее и глуше”. Писатель почти бесстрастно перечисляет: ещё не кошеные луга, овраги, трава, краснеющая земляникой, плотина, бурьян… Взгляд его задерживается на кусте с бледно-розовыми цветочками — «милое деревцо, которое зовут “божьим деревом”», — и вдруг Ивлев вспомнил места, вспомнил, что не раз ездил тут в молодости верхом”… Что-то это деревцо задевает в его памяти.

  • Слайд 26

    «Грамматика любви». Художник Г. Новожилов Уезжает герой из поместья с купленной им «Грамматикой любви». Уже не дождь, не тучи, не гром, а “мутно-золотая заря” сопровождает его. А болтовня малого про женщину с индюшками контрапунктно соотнесена с мыслями Ивлева, прикоснувшегося к высокой истине: “Он всё думал о Лушке, о её ожерелье, которое оставило в нём чувство сложное, похожее на то, которое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой. «Вошла она навсегда в мою жизнь!» — подумал он и, вынув из кармана «Грамматику любви», медленно перечитал при свете зари стихи, написанные на её последней странице.

  • Слайд 27

    домашнее задание написать отзыв об одном самостоятельно прочитанном рассказе Ивана Бунина.

  • Слайд 28

    Спасибо, ребята,за урок!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке