Презентация на тему "Изучение творчества А. Фета"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Изучение творчества А. Фета" рассказывает о русских поэтах, Афанасии Афанасьевиче Фете и Константине Дмитриевиче Бальмонте. В презентации приведены основные факты биографии, поэтика Афанасия Фета, ассонанс и аллитерация, в конце идет вывод сказанного.

Краткое содержание

  1. Афанасий Фет
  2. Основные факты биографии
  3. Поэтика А. Фета
  4. Развитие лирической темы
  5. Цвет и звук
  6. Ассонанс и аллитерация
  7. Бальмонт
  8. Сделаем выводы

Содержание

  • Слайд 1

    СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ФЕТА

    ГОУ СОШ № 546 Санкт - Петербург Конева Ирина Васильевна.

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    АФАНАСИЙ ФЕТ

    АФАНАСИЙ ФЕТ

    1820 - 1892

  • Слайд 3

    Основные факты биографии

    • 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина
    • 1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)

    «По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»

    А. Фет «Ранние годы моей жизни»

    • 1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
    • 1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета

  • Слайд 4

    Основные факты биографии:

    • 1840 г. – сборник «Лирический пантеон»

    «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»

    • 1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»

    «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский

    • 1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство

    Трагически завершившийся роман с Марией Лазич

    • 1850 г. – сборник стихотворений

  • Слайд 5

    Основные факты биографии

    • 1856 г. – оставляет службу
    • 1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной
    • 1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде

    «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».

    И. С. Тургенев

    • 1873 г. – выходит указ императора о возвращении ему имени потомственного дворянина Шеншина.

  • Слайд 6

     

    • 1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье
    • 1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)
    • 1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»
    • Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве

  • Слайд 7

    Поэтика А. Фета

    Поэтика А. Фета

    «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»

    Афанасий Фет

  • Слайд 8

     

    «Одним толчком согнать ладью живую …»

    28 октября 1887 г.

    1. Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.
    2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
    3. Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.
    4. Какой символический смысл заключен в стихотворении?

  • Слайд 9

     

    Поделись живыми снами,
    Говори душе моей;
    Что не выскажешь словами —
    Звуком на́ душу навей.

    А. Фет

    Где слово немеет,
    Где царствуют звуки,
    Где слышишь не песню,
    А душу певца.

    А. Фет

    «Нельзя пред вечной красотой
    Не петь, не славить, не молиться …»

  • Слайд 10

     

    • Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ..."

  • Слайд 11

     

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,Серебро и колыханье
    Сонного ручья.Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,Ряд волшебных изменений
    Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

    1850

    «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».

    М. Е. Салтыков-Щедрин

  • Слайд 12

    Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»

    Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»

    Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским.

    • Насколько удачной вы её находите?

  • Слайд 13

     

    1. ...Шепот, робкое дыханье…
    2. …Ряд волшебных изменений милого лица …
    3. … И лобзания, и слезы …

    1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …
    2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца …
    3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря … И заря, заря!..

  • Слайд 14

    Развитие лирической темы

    МИР ЧЕЛОВЕКА:

    • ВСТРЕЧА
    • СВИДАНИЕ
    • СЧАСТЬЕ

    МИР ПРИРОДЫ:

    • ВЕЧЕР
    • НОЧЬ
    • ЗАРЯ

  • Слайд 15

    Цвет и звук

    • Серебро
    • Свет ночной ночные тени
    • Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
    1. Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья
    2. Лобзания
    • Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

  • Слайд 16

    Какова в стихотворении роль контрастов?


  • Слайд 17

    Ассонанс и аллитерация

    1 строфа:

    Открытый [a]:

    • шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

    2 строфа:

    Открытый [a]:

    • ночной, конца, ряд волшебных, милого лица

    Согласные [м], [н], [л]:

    • ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица

    3 строфа:

    Согласный [р]:

    • пурпуррозы, янтарь, заря

    Открытый [а]:

    • тучках, янтаря, лобзания, заря

  • Слайд 18

    ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА

    ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА

    Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.

    Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красотукак источник поэтического вдохновения.

  • Слайд 19

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.

    Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

  • Слайд 20

     

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

  • Слайд 21

    КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

    Мир природы в лирике А. Фета

    "Поэзия Фета- сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу..."

    КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

  • Слайд 22

     

    Прочитаем вместем"Ещё майская ночь"

  • Слайд 23

     

    « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».

    Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.)

    Прочитайте и сравните стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» и стихотворение Ф. Тютчева «День и ночь».

    1. В чем, на ваш взгляд, разница в поэтическом мироощущении поэтов?
    2. В их художественном методе?
    3. Кто из поэтов вам ближе?

  • Слайд 24

     


  • Слайд 25

    НОКТЮРНЫ

    • «Тихая, звездная ночь …» 1842
    • «Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842
    • «Если зимнее небо звездами горит …» 1843
    • «Ночь светла, мороз сияет …» 1847
    • «Ночь весенней негой дышит …» 1854
    • «Как ясность безоблачной ночи …» 1862
    • «Месяц зеркальный плывет …» 1863
    • «Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865
    • Майская ночь 1870
    • «Одна звезда меж всеми дышит …» 1882
    • «Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883
    • «В лунном сиянии …» 1885
    • «Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887
    • «Сегодня все звёзды так пышно …» 1888
    • «Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889

    Как возникает фетовский образ ночи?

  • Слайд 26

     

    НОЧЬ:

    • ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ
    • ЗВЁЗДНАЯ
    • ЛУННАЯ
    • БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ
    • ВЕСЕННЯЯ, МАЙСКАЯ

  • Слайд 27

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

  • Слайд 28

     

    Афанасий Фет и Мария Лазич

    "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную ..."

  • Слайд 29

    Стихи, посвященные Марии Лазич

    • « В долгие ночи …» 1851
    • « Неотразимый образ …» 1856
    • « В благословенный день …» 1857
    • « Старые письма» 1859
    • « В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
    • « Alter ego» 1878
    • « Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
    • « Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
    • « Солнца луч промеж лип …» 1885
    • « Нет, я не изменил …» 1887
    1. Проследите, как меняется образ лирической героини?
    2. Что переживает лирический герой?

  • Слайд 30

    «МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ»


  • Слайд 31

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    « Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».

    Л. Озеров

  • Слайд 32

     

    • Прочитаем вместе "Сияла ночь ..."

  • Слайд 33

     

    «Когда вы поёте, слова летят на крыльях».

    «Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом. ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».

    Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)

    Встреча произошла летом 1866 г.
    Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
    В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»

  • Слайд 34

     


  • Слайд 35

     


  • Слайд 36

     


  • Слайд 37

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого «воскресения», а они и есть голос, песня, ночь.

    В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.

  • Слайд 38

    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

    • Ф. Тютчев
    • И А. Фет

  • Слайд 39

    ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?


  • Слайд 40

    ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?

    ЛИРИКА ЛЮБВИ:

    • Денисьевский цикл
    • Стихи, посвященные Марии Лазич

  • Слайд 41

     

    ПРИРОДА:

    • Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможно
    • Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения

    ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ.

    МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ.

  • Слайд 42

    А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

    «Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе».

    ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд