Презентация на тему "«Горе от ума» - поэтика заглавия"

Презентация: «Горе от ума» - поэтика заглавия
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9-10 класса на тему "«Горе от ума» - поэтика заглавия" по литературе. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.28 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: «Горе от ума» - поэтика заглавия
    Слайд 1

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы

  • Слайд 2

    Цели урока:

    понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

  • Слайд 3

    1. Теоретическая разминка(Осмысление данных определений)

    Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

  • Слайд 4

    2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? (Дополните схему примерами…)

  • Слайд 5

    3.Задание-эксперимент

    Назовите русскую пословицу – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума».

  • Слайд 6

    Ключ к заданию-эксперименту:

    «Дуракам счастье».

  • Слайд 7

    4. Комментированное сопровождение учителя…

    Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогаютхудожественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет.

  • Слайд 8

    5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях

    Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….

  • Слайд 9

    5.Теоретическая разминка:Восстановите пропуски в определениях(Продолжение)

    Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

  • Слайд 10

    Ключ к теоретической разминке

    Реплика (в переводе с латинского –«возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении,ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого –«один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику илисамому себе. Диалог (в переводе с греческого –«беседа»)–разговормежду двумя или несколькими лицами. В литературном произведении вдиалогераскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого –«изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

  • Слайд 11

    6. Литературный коллоквиум

    Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: 1) «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2) «Тогда не то, что ныне: При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся, тупеем не кивнут. Вельможа в случае, тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе». 3) «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных…»

  • Слайд 12

    6. Литературный коллоквиум(Продолжение)

    Определите, кому принадлежат реплики: «Счастливые часов не наблюдают…»; «Ученостью меня не обморочишь…»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

  • Слайд 13

    Ключ к литературному коллоквиуму

    Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: Загорецкий; Максим Петрович; Молчалин. Определите, кому принадлежит реплика: Софье; Скалозубу; Чацкому.

  • Слайд 14

    7. Творческая работа«Литературное рисование»

    Форма работы: групповая. Задание для 1-ой группы: «нарисовать» психологический портретФамусова. Задание для 2-ой группы: «нарисовать» психологический портретСофьи. Задание для 3-й группы: «нарисовать» психологический портретЧацкого. Задание для 4-ой группы: «нарисовать» психологический портретМолчалина.

  • Слайд 15

    «Литературное рисование»

    Психологический портрет Фамусова Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он «старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишен практического житейского ума, добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив. Льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается. Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в репликах, диалогах, где встречаются народные слова(«откудава», «бьют баклуши», «в ус никого не дуют» и др.); попадаются иноязычные слова(симфония, карбонарий и др.).Как ласково обращается Фамусов к дочери: «Софьюшка», «мой друг», «дочка». Также не прочь и пофилософствовать. Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа! Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!

  • Слайд 16

    Психологический портрет Софьи Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы словао разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким): Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал, Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал; Да этакий ли ум семейство осчастливит?

  • Слайд 17

    Психологический портрет Чацкого Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни. Но общество признает его сумасшедшим. «Безумный по всему»,– выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному. Почему? Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!!

  • Слайд 18

    Психологический портрет Молчалина Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит преимущественно короткими фразами; слова и интонации подбирает в строгой зависимости от того, с кембеседует. С Фамусовым, своим начальником, он обращается почтительно, с Хлестовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой он не стесняется в выражениях.

  • Слайд 19

    8. Комментированное сопровождение учителя…

    «Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное: пьеса А.С. Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для «высокой» комедии), она строится наконфликте различных типов ума. Типы ума: ум критический ум «для себя»

  • Слайд 20

    9. Игра-задание «Оторвите лепесток». Охарактеризуйте свое отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке

    Чацкий Софья Скалозуб Молча- лин Фамусов

  • Слайд 21

    10. Творческое задание: письменный ответ на вопрос

    Какой «тип ума» вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.

  • Слайд 22

    11. Заключительное слово учителя

    Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума – столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» – помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта: для начала – научиться слушать и слышать друг друга…

  • Слайд 23

    12. Домашнее задание

    «Нарисуйте» литературный психологический портрет Вашего любимого героя.

  • Слайд 24

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке