Презентация на тему "Песня про купца Калашникова" 7 класс

Презентация: Песня про купца Калашникова
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Песня про купца Калашникова"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 20 слайдов. Средняя оценка: 4.1 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 7 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Песня про купца Калашникова
    Слайд 1

    Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

  • Слайд 2

    «Песня про купца Калашникова»

    М.Ю.Лермонтов 7 класс Над могилой Калашникова живой речью говорит предание. Белинский

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Поэма напечатана при жизни поэта в 1838 г. в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» и в 1840г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». В издании «Стихотворений» поэма датирована 1837г., но возможно, что замысел ее возник несколько раньше. По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого — мечта о богатырях духа, так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение. В «Песне» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина.

  • Слайд 5

    Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4, М., 1954, с.504).

  • Слайд 6

    Иван Грозный

  • Слайд 7

    Москва эпохи Ивана Грозного

  • Слайд 8

    История опубликования

    Опубликование «Песни» встретило серьезные затруднения. Когда поэма была отправлена в цензуру, «цензор нашел совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой либерализм. Издатель „Прибавлений“ выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо напечатать, и дал г.Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в своих опасениях, но разрешил печатание на своей ответственности, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами» (А. Н. Пыпин. Лермонтов. — В кн.: Сочинения Лермонтова под ред. П. А. Ефремова, т.1. СПб., 1873, с.LII).

  • Слайд 9

    История создания

    Возможно, что вспомнился Лермонтову и эпизод, рассказанный Н. М. Карамзиным и относящийся к эпохе Ивана IV, о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили... а ему отрубили голову» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, т.9. СПб., 1834, с.160). Первый на это указал П. В. Владимиров (см. его книгу: Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова. Киев, 1892, с.17). Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

  • Слайд 10

    С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к народному творчеству (см.: М. Азадовский. Фольклоризм Лермонтова. — В кн.: Литературное наследство, т.43—44, М., 1941, с.227—262). Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта — С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. В литературе о Лермонтове неоднократно указывалось на связь «Песни» с народной поэзией, в частности с былинами и историческими песнями (см.: М. Штокмар. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова (там же, с.263—352); В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов. — В кн.: Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). Л., 1976, с.227—238). Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне».

  • Слайд 11

    Опричники

  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова.

       Кирибеевич: не кори, необвиняй, неупрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит.  Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.

  • Слайд 15

    Как видят художники сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни…»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Словарная работа

    По высокому месту лобному . Лобное место в Москве — «каменная подвысь против Спасских ворот; никогда не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». (ДальВ. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2. И—О. М., 1955, с.261).

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Сравните «Песню про купца…»с народной песней о СтепанеРазине:

    Схороните меня, братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; В головах моих поставьте животворный крест,Во ногах моих положьте саблю вострую.Буде старый человек пойдет — помолится…Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется… «Ах вы милые сотоварищи!Похороните меня, добра молодца,Промежду трех дорог — первой Питерской,Другой Владимирской, третьей Киевской...Во правую ручку дайте саблю вострую,Во левую ручку калену стрелу,В головах поставьте чуден-дивен крест,Во ногах поставьте ворона коня».Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца,Мимо молодца, всяк помолится…

  • Слайд 20

    Домашнее задание

    Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке