Презентация на тему "Лев Николаевич Толстой "Война и мир​""

Презентация: Лев Николаевич Толстой "Война и мир​"
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Лев Николаевич Толстой "Война и мир" рассказывает о произведениях выдающегося русского писателя таких, как "Севастопольские рассказы", "Война и мир", жизненном кредо Толстого Льва Николаевича, духовном кризисе, жизненном и творческом пути Льва Николаевича.

Краткое содержание

  1. Чтобы жить честно…
  2. 1844-1851
  3. 1851-1855
  4. "Севастопольские рассказы"
  5. Основные мысли цикла
  6. Жизненное кредо Толстого
  7. Поездки за границу
  8. Духовный кризис (1860-1870 гг.)
  9. "Война и мир"

Содержание

  • Презентация: Лев Николаевич Толстой "Война и мир​"
    Слайд 1

    Лев Николаевич Толстой "Война и мир​"

    Жизненный и творческий путь. Вводный урок по роману «Война и мир», подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 402, ОКСЕНЕНКО Наталия Борисовна.

  • Слайд 2

    Чтобы жить честно…

    • В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:
    • «…к жизни нужно относится очень серьезно»
    • Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.
    • «необыкновенный гений»
    • «что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее»
    • «Делай то, что должно, и все на благо другим»
  • Слайд 3

    1844 - 1851

    • Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории.
    • «История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир».
    • Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации.
    • Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика»)
  • Слайд 4

    1851-1855

    • Кавказ– изучает горские языки, быт, культуру.
    • «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки».
    • «Учеником в литературе не был, сразу - великим»
    • Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки».
    • Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием.
  • Слайд 5

    «Севастопольские рассказы»

    • «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855).
    • «Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ».
    • Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам)
    • Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней)
  • Слайд 6

    Оборона Севастополя

  • Слайд 7

    Основные мысли цикла

    • Именно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
    • Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека.
  • Слайд 8

    Жизненное кредо Толстого

    Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

  • Слайд 9

    Поездки за границу

    • 1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария).
    • Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и шаткостью прогресса.
    • «Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами».
    • Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни.
    • 1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами.
    • «Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).
  • Слайд 10

    Духовный кризис (1860-1870 гг.)

    • «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве.
    • 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть».
    • Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле».
    • Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни».
    • Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.
  • Слайд 11

    Основные произведения

    • 1863 – начало работы над романом «Война и мир»
    • 1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина»
    • 1879-82 – «Исповедь»
    • 1884-86 – «Смерть Ивана Ильича»
    • 1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы»
    • 1889 – печатается роман «Воскресенье»
  • Слайд 12

    «Война и мир»

    • 1856 г.– начало замысла повести «Декабристы». Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
    • 1825– восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
    • 1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
    • 1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
  • Слайд 13

    Структураи жанр романа «Война и мир»

    • I том – 1805 г.
    • II том – 1806-1811 гг.
    • III том – 1812 г.
    • IV том – 1812-1813 гг.
    • Эпилог – 1820 г.
    • Роман-эпопея
    • Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
    • Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
  • Слайд 14

    Особенности жанра

    • Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение)
    • Хронология роман 15 лет.
    • Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
    • Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
    • Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
    • Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
    • Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.
  • Слайд 15

    Проблемы начала века середины века

    • Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
    • Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
    • Истинный и ложный патриотизм.
    • Назначение женщины – сохранение семьи.
    • Судьба народа – реформы 60-ыхгг., отмена крепостного права.
    • Начало разночинского движения.
    • Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
    • Женская эмансипация.
  • Слайд 16

    Проблемы романа

    • Роль личности и народа в истории.
    • Тема опасности для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам.
    • Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
    • Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.
  • Слайд 17

    Сюжетно-композиционные особенности

    • В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок».
    • Состояние войны и не войны: с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
    • Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
    • В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
    • Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
  • Слайд 18

    Война. Мир - Miръ

    1. «неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»
    2. Неверность супругов (дуэль Пьера и Долохова)
    3. Судьба Наташи
    4. Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)
    • «быт» людей
    • Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.
    • общество, община людей
  • Слайд 19

    Система образов романа «Война и мир»

    • Принцип антитезы – основа композиции.
    • Принцип параллелизма – основа системы образов.
    • Французский император – русский император.
    • Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
    • Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

    Герои романа – эпопеи делятся на:

    • Семьи «любимые» и «нелюбимые»
    • Противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы
    • Естественность поведения – искусственность поведения.
  • Слайд 20

    Семьи героев и их фамильные черты

    • Ростовы: отец и мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.
    • Искренность, милосердие, любовь, увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.
    • Родители умерли, погибает Петя.
    • Болконские:отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
    • Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.
    • Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.
  • Слайд 21
    • Безухов:отец-граф, сын – Пьер, другие дети.
    • Властность, гневливость.
    • Смерть отца – испытание для Пьера.
    • Курагины:отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.
    • Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.
    • Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.
  • Слайд 22

    Система образов призвана:

    • Показать сложность и многогранность жизни человека
    • Познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.
  • Слайд 23

    Зачет по 1 и 2 тому

    • Настроения, планы князя Андрея в начале романа?
    • Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
    • История с кошельком Денисова?
    • Что испытал князь Андрей в первом бою?
    • Намерения Андрея, когда он едет в действующую армию?
    • О чем просит Болконский Кутузова?
    • Что случилось с батареей Тушина в Шенграбенском сражении?
    • Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
    • Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
    • Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
    • Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?
    • Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
Посмотреть все слайды

Конспект

ИЗУЧЕНИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗОВ»

В очерке «Как умирают русские солдаты» Л.Н.Толстой напишет: «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..».

Устав от жизненных противоречий Толстой вместе с братом отправляется на Кавказ, а потом добивается перевода в Дунайскую армию, позднее в Крым, в Севастополь. В это время армия Меншикова покинула район боевых действий. И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий при поддержке населения организовали оборону и выдержали осаду 120 тысячной армии неприятеля.

Л.Н. толстой был непосредственным участником обороны и видел, как сражаются русские солдаты и матросы, как они умирают. Все это описано в цикле «Севастопольские рассказы»:

«Севастополь в декабре месяце» (1854);

«Севастополь в мае» (1855);

«Севастополь в августе» (1855).

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

«Герой моей повести – правда – и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ».

Толстой показывает войну в крови и страданиях, восхищается мужеством русских людей. 349 дней героической эпопеи Севастополя показали, что русский народ медлительный в мирной жизни, уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства, а не полководцы или императоры.

Война, по Толстому, - это не знамена, фанфары, красивые стройные ряды и барабанная дробь. Это – грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас.

Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но не убивает лучших человеческих проявлений.

Истинный патриотизм – не кричащий, он глубоко внутренний. Подлинный героизм не требует наград. Любовь к Родине глубоко спрятаны в душе русского человека.

Толстой выступает за правду простого человека. Критерием истины он считает простоту, добро, правду.

Писатель отмечает единство мыслей и чувств, охватывающие всех русский людей в момент опасности.

Все эти постулаты писатель подтвердит в романе «Война и мир»

История создания романа «Война и мир»

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Б.Л.Пастернак

Для Толстого было характерно двойственное отношение к жизни как единство к «истории души человека» и к «истории целого народа». Когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, пережившего его.

Формирование замысла автор определил сам:

1856 год – начало замысла. «Я начал писать повесть с героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Книга называлась «Декабристы». Действие было современным. Александр II, взойдя на трон, объявил амнистию участникам декабрьского мятежа 1825 года. Дожившие до этого дня, получили разрешение вернуться. Толстого привлекал образ человека, который через 30 лет оказывается в городе своей юности, где все переменилось: и моды, и нравы, - а он остался прежним. Он романтик и идеалист.

1825 год – восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабрьское движение началось после освободительных походов русской армии по Европе. Молодые офицеры увидели мир без рабства, устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры» - таким было следующее название романа.

1812 год – война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Францией, не описав наших неудач и нашего срама». Бессмысленная и мучительная война на чужой территории, нищета армии, недальновидность военачальников.

«Три поры» превратились в четыре: 1805 – 1812 – 1825 – 1856.

В романе 4 тома и эпилог:

1 том – 1805 год

II том – 1806-1811 годы

III том – 1812 год

IV том – 1812-1813 годы

Эпилог – 1820 год

Новое произведение Толстого начало публиковаться в журнале «Русский вестник» в 1865 году под названием «Тысяча восемьсот пятый год». Книга стала предметом пристального внимания всей читающей публики и критиков за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Тургенев назвал - «странным историческим романом».

Специфика жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.

Особенности жанра романа-эпопеи

Черты эпопеи в романе «Война и мир»

Воплощает в себе судьбы народа, сам исторический процесс. Широкая всесторонняя картина мира, включающая исторические события, раздумья над судьбами мира, личные переживания.

Большой объем с общенародной проблематикой.

Становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

Картины русской истории: Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. Большая протяженность по времени – 15 лет.

Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, организации декабристов.

Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт богучаровских крестьян, московских ремесленников.

Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.

Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. Огромное количество человеческих характеров (500)

Широкий охват пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

Проблемы начала века

Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Проблемы середины века.

Судьба народа – реформы 60-ых годов, отмена крепостного права.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

Роль личности и народа в истории.

Популярным в светских кругах историческим лицом был Наполеон. Тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам

Каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству.

Как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается его духовная красота и величие.

Сюжетно-композиционные особенности.

В названии романа заложен принцип сопоставления – противопоставления – основной прием романа Толстого, «срывание всех и всяческих масок»: салон Анны Павловны Шерер

Состояния войны и невойны, показаны люди в огне «войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, родителями и детьми. Это война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.

Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России. Военные действия затрагивают всю страну, все слои населения. Человек, попадая в жернова войны, против воли изменяется, проявляются все лучшее и все худшее в человеке.

В переломные исторические моменты многое зависит от каждого отдельного человека, именно в такое время проявляется единство нации.

Показана реакция военных и невоенных людей на один и тот же факт: сдача Смоленска комментируют Андрей и Алпатыч, Бородинское сражение – Пьер и Андрей. События исторического масштаба обсуждаются в салонах, на балах, в семейном кругу, в письмах к друзьям и любимым. Историческая и личная трагедии оказываются тесно связана

И мир, и война захватывают каждого человека, и каждый вбирает в себя весь мир. Все герои живут одновременно в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви и одновременно в истории, в вечности).

Война:

Мир:

«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть».

Борьба за наследство старшего Безухова;

Неверность супругов, приводящая к дуэли (Пьер и Долохов)

Судьба Наташи, которая чуть не покончила жизнь самоубийством.

Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов и его отец)

Смерть жены во время родов (Лиза).

«быт» людей

быт на войне – быт гусар, плачущий император на поле боя, смотры, советы, пребывание в плену, смерть отца Болконского.

Система образов романа «Война и мир»

В 25 главах первой части Толстой знакомит читателей с героями романа. Среди них нет ни одного исторического лица, ни одного исторического события, но автор стремится как можно полнее показать, как началось, как сложилось то, что он назвал «порой срама» русской армии. Экспозиция – увертюра предстоящего поражения в ненужной народу войне.

Принцип антитезы является основой композиции и системы образов произведения толстого. На образном уровне автор вводит принцип параллелизма:

французский император – русский император;

отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве;

метания Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа-эпопеи делятся на:

семьи «любимые» и «нелюбимые»

противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы

естественность поведения – искусственность

Семьи и их фамильные черты

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

Отец и мать,

Вера

Николай

Наташа

Петя

Соня

Искренность

Любовь

Милосердие

Бескорыстие

Увлеченность

Патриотизм

Великодушие

Совесть

Отец-граф

Сын – Пьер

Другие дети

Властность

Гневливость

(в Пьере только в критических ситуациях)

Отец

Андрей – Лиза

Марья

Разумность

Сдержанность

Ответственность

Совесть

Патриотизм

Карьеризм

Достоинство

Скромность

Религиозность

(Марья)

Отец и мать

Ипполит

Анатоль

Элен

Без детей

Порочность

Корыстность

Лживость

Ненависть

Лицемерие

Позерство

Все, кроме семьи Ростовых и Курагиных, неполные: нет матери, во главе семьи только отцы.

Отдельные семьи в романе переплетаются и кажутся одной большой семьей.

Многодетность семей, но обязательно «в семье не без урода»: не в свою породу пошла Вера, «неудачен» Анатоль, Ипполит.

Семья Курагиных лишена продолжения. Так Толстой наказал «нелюбимую» семью.

Жизнеспособность семей: кто и почему выживает? Кто и почему погибает?

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

-родители умерли своей смертью,

- погибает Петя

- чуть не умерла Наташа

- смерть отца – испытание для Пьера (наследство)

- умирает отец, в родах - Лиза

- погибает Андрей

- Элен умирает во время эпидемии

- Анатоль - калека

Система образов, созданная Толстым, призвана

показать сложность и многогранность жизни человека

познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.

Зачет по знанию сюжетной линии 1 и 2 томов.

Настроение, планы князя Андрея в начале романа.

Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент их прощания?

История с кошельком Денисова.

Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?

Намерения князя Андрея, когда он едет в действующую армию.

О чем просит Андрей Болконский Кутузова?

Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?

Князь Андрей в Аустерлицком сражении.

ИЗУЧЕНИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗОВ»

В очерке «Как умирают русские солдаты» Л.Н.Толстой напишет: «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..».

Устав от жизненных противоречий Толстой вместе с братом отправляется на Кавказ, а потом добивается перевода в Дунайскую армию, позднее в Крым, в Севастополь. В это время армия Меншикова покинула район боевых действий. И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий при поддержке населения организовали оборону и выдержали осаду 120 тысячной армии неприятеля.

Л.Н. толстой был непосредственным участником обороны и видел, как сражаются русские солдаты и матросы, как они умирают. Все это описано в цикле «Севастопольские рассказы»:

«Севастополь в декабре месяце» (1854);

«Севастополь в мае» (1855);

«Севастополь в августе» (1855).

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

«Герой моей повести – правда – и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ».

Толстой показывает войну в крови и страданиях, восхищается мужеством русских людей. 349 дней героической эпопеи Севастополя показали, что русский народ медлительный в мирной жизни, уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства, а не полководцы или императоры.

Война, по Толстому, - это не знамена, фанфары, красивые стройные ряды и барабанная дробь. Это – грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас.

Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но не убивает лучших человеческих проявлений.

Истинный патриотизм – не кричащий, он глубоко внутренний. Подлинный героизм не требует наград. Любовь к Родине глубоко спрятаны в душе русского человека.

Толстой выступает за правду простого человека. Критерием истины он считает простоту, добро, правду.

Писатель отмечает единство мыслей и чувств, охватывающие всех русский людей в момент опасности.

Все эти постулаты писатель подтвердит в романе «Война и мир»

История создания романа «Война и мир»

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Б.Л.Пастернак

Для Толстого было характерно двойственное отношение к жизни как единство к «истории души человека» и к «истории целого народа». Когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, пережившего его.

Формирование замысла автор определил сам:

1856 год – начало замысла. «Я начал писать повесть с героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Книга называлась «Декабристы». Действие было современным. Александр II, взойдя на трон, объявил амнистию участникам декабрьского мятежа 1825 года. Дожившие до этого дня, получили разрешение вернуться. Толстого привлекал образ человека, который через 30 лет оказывается в городе своей юности, где все переменилось: и моды, и нравы, - а он остался прежним. Он романтик и идеалист.

1825 год – восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабрьское движение началось после освободительных походов русской армии по Европе. Молодые офицеры увидели мир без рабства, устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры» - таким было следующее название романа.

1812 год – война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Францией, не описав наших неудач и нашего срама». Бессмысленная и мучительная война на чужой территории, нищета армии, недальновидность военачальников.

«Три поры» превратились в четыре: 1805 – 1812 – 1825 – 1856.

В романе 4 тома и эпилог:

1 том – 1805 год

II том – 1806-1811 годы

III том – 1812 год

IV том – 1812-1813 годы

Эпилог – 1820 год

Новое произведение Толстого начало публиковаться в журнале «Русский вестник» в 1865 году под названием «Тысяча восемьсот пятый год». Книга стала предметом пристального внимания всей читающей публики и критиков за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Тургенев назвал - «странным историческим романом».

Специфика жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.

Особенности жанра романа-эпопеи

Черты эпопеи в романе «Война и мир»

Воплощает в себе судьбы народа, сам исторический процесс. Широкая всесторонняя картина мира, включающая исторические события, раздумья над судьбами мира, личные переживания.

Большой объем с общенародной проблематикой.

Становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

Картины русской истории: Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. Большая протяженность по времени – 15 лет.

Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, организации декабристов.

Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт богучаровских крестьян, московских ремесленников.

Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.

Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. Огромное количество человеческих характеров (500)

Широкий охват пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

Проблемы начала века

Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Проблемы середины века.

Судьба народа – реформы 60-ых годов, отмена крепостного права.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

Роль личности и народа в истории.

Популярным в светских кругах историческим лицом был Наполеон. Тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам

Каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству.

Как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается его духовная красота и величие.

Сюжетно-композиционные особенности.

В названии романа заложен принцип сопоставления – противопоставления – основной прием романа Толстого, «срывание всех и всяческих масок»: салон Анны Павловны Шерер

Состояния войны и невойны, показаны люди в огне «войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, родителями и детьми. Это война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.

Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России. Военные действия затрагивают всю страну, все слои населения. Человек, попадая в жернова войны, против воли изменяется, проявляются все лучшее и все худшее в человеке.

В переломные исторические моменты многое зависит от каждого отдельного человека, именно в такое время проявляется единство нации.

Показана реакция военных и невоенных людей на один и тот же факт: сдача Смоленска комментируют Андрей и Алпатыч, Бородинское сражение – Пьер и Андрей. События исторического масштаба обсуждаются в салонах, на балах, в семейном кругу, в письмах к друзьям и любимым. Историческая и личная трагедии оказываются тесно связана

И мир, и война захватывают каждого человека, и каждый вбирает в себя весь мир. Все герои живут одновременно в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви и одновременно в истории, в вечности).

Война:

Мир:

«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть».

Борьба за наследство старшего Безухова;

Неверность супругов, приводящая к дуэли (Пьер и Долохов)

Судьба Наташи, которая чуть не покончила жизнь самоубийством.

Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов и его отец)

Смерть жены во время родов (Лиза).

«быт» людей

быт на войне – быт гусар, плачущий император на поле боя, смотры, советы, пребывание в плену, смерть отца Болконского.

Система образов романа «Война и мир»

В 25 главах первой части Толстой знакомит читателей с героями романа. Среди них нет ни одного исторического лица, ни одного исторического события, но автор стремится как можно полнее показать, как началось, как сложилось то, что он назвал «порой срама» русской армии. Экспозиция – увертюра предстоящего поражения в ненужной народу войне.

Принцип антитезы является основой композиции и системы образов произведения толстого. На образном уровне автор вводит принцип параллелизма:

французский император – русский император;

отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве;

метания Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа-эпопеи делятся на:

семьи «любимые» и «нелюбимые»

противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы

естественность поведения – искусственность

Семьи и их фамильные черты

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

Отец и мать,

Вера

Николай

Наташа

Петя

Соня

Искренность

Любовь

Милосердие

Бескорыстие

Увлеченность

Патриотизм

Великодушие

Совесть

Отец-граф

Сын – Пьер

Другие дети

Властность

Гневливость

(в Пьере только в критических ситуациях)

Отец

Андрей – Лиза

Марья

Разумность

Сдержанность

Ответственность

Совесть

Патриотизм

Карьеризм

Достоинство

Скромность

Религиозность

(Марья)

Отец и мать

Ипполит

Анатоль

Элен

Без детей

Порочность

Корыстность

Лживость

Ненависть

Лицемерие

Позерство

Все, кроме семьи Ростовых и Курагиных, неполные: нет матери, во главе семьи только отцы.

Отдельные семьи в романе переплетаются и кажутся одной большой семьей.

Многодетность семей, но обязательно «в семье не без урода»: не в свою породу пошла Вера, «неудачен» Анатоль, Ипполит.

Семья Курагиных лишена продолжения. Так Толстой наказал «нелюбимую» семью.

Жизнеспособность семей: кто и почему выживает? Кто и почему погибает?

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

-родители умерли своей смертью,

- погибает Петя

- чуть не умерла Наташа

- смерть отца – испытание для Пьера (наследство)

- умирает отец, в родах - Лиза

- погибает Андрей

- Элен умирает во время эпидемии

- Анатоль - калека

Система образов, созданная Толстым, призвана

показать сложность и многогранность жизни человека

познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.

Зачет по знанию сюжетной линии 1 и 2 томов.

Настроение, планы князя Андрея в начале романа.

Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент их прощания?

История с кошельком Денисова.

Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?

Намерения князя Андрея, когда он едет в действующую армию.

О чем просит Андрей Болконский Кутузова?

Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?

Князь Андрей в Аустерлицком сражении.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке