Презентация на тему "Лингвистический анализ текста на уроках русского языка"

Презентация: Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5-7 класса на тему "Лингвистический анализ текста на уроках русского языка" по русскому языку. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
    Слайд 1

    Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах. Полякова Елизавета Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 6»

  • Слайд 2

    Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно – тематическое и эстетическое содержание литературно – художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» ( М.Р. Львов). Цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей ... и поэтов» ( Л.В.Щерба).

  • Слайд 3

    помочь осмыслить идею и сюжет художественного произведения; показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Задачи лингвистического анализа

  • Слайд 4

    «Важность лингвистического анализа художественного текста для понимания его идейно-художественных особенностей, т.е. того, что вскрывается во всём многообразии и сложности литературоведами и стилистами, является первостепенной». Н.М.Шанский «Как язык является первоэлементом литературы, так лингвистический анализ художественного текста является фундаментом его литературоведческого и стилистического изучения». Н.М.Шанский Отражение данной проблемы в литературе.

  • Слайд 5

    Актуальность проблемы способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно - ориентированного обучения; направлен на работу с высокомотивированными учащимися 5- 9 классов, теми, кто предполагает продолжить обучение в профильных гуманитарных классах; способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения Лингвистический анализ текста

  • Слайд 6

    Цели работы показать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере работы над лингвистическим анализом текста; обобщить опыт работы по лингвистическому анализу текста в средних классах; показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языка, образного мышления

  • Слайд 7

    Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ текста? Это могут быть уроки, на которых лингвистический анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем. Лингвистический анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению. Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.

  • Слайд 8

    Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка? Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.

  • Слайд 9

    Когда и как вводить ЛАТ ? Синтаксис и пунктуация (5 класс) словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко); предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей; роль обращения в тексте. Задания для учащихся Ответы, комментарии

  • Слайд 10

    Фонетика и орфография (5 класс) Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет звуковых повторов, аллитерации и ассонанса, использование слов с открытыми слогами, интонации слов. Задания для учащихся Ответы, комментарии

  • Слайд 11

    Лексика Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание. Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина. Задания для учащихся Ответы, комментарии

  • Слайд 12

    Морфемика. Словообразование. Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам. Задания для учащихся Ответы, комментарии

  • Слайд 13

    Морфология Выразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются вне зоны внимания авторов большинства учебников. Между тем выразительные возможности частей речи велики. Задания для учащихся Ответы, комментарии

  • Слайд 14

    Результаты обученности.

  • Слайд 15

    Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным? Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша) Ответы Обратно

  • Слайд 16

    Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами, нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства. Обратноайд 9

  • Слайд 17

    Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Поднатужился немножко: «Как бы здесь во двор окошко Нам проделать?» – молвил он. Вышиб дно и вышел вон. Ответылайд 18 ОбратноСлайд 10

  • Слайд 18

    В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину. ОбратноСлайд 10

  • Слайд 19

    Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их роль. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин) ответыСлайд 20 Обратно Слайд 11

  • Слайд 20

    М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой. Обратно Слайд 11

  • Слайд 21

    Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это отношение передано? Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней. ответыСлайд 22 обратноСлайд 12

  • Слайд 22

    Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким, собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице. обратноСлайд 12

  • Слайд 23

    Капель (отрывок). Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И.Северянин. - Какое время года изобразил поэт? Опишите образ зимы, который создается в воображении? Как автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года? - В каких словах слышатся звуки капели? - Вы - композитор. Как бы вы озвучили этот отрывок? - Какие слова называют действия? Замените деепричастия глаголами. Что текст потеряет? - Объясните знаки препинания. - Запишите по памяти. Не забудьте указать автора и название стихотворения. ответыСлайд 24 обратноСлайд 13

  • Слайд 24

    Поэт изобразил переходный период от зимы к весне. Взгляд поэта необычен: весна и зима – не борющиеся времена года, а зима – любящая мать весны. Автору противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года, удалось передать при помощи антитезы «смеясь - плачет», фразеологизма «от счастья плачет». Звуки капели слышатся в словах «плачет», «колыбель» Деепричастия, в отличие от глаголов, помогают живописать сложное действие, которое производится неразрывно, одновременно. Обратно Слайд 13

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке