Презентация на тему "Лирика М.Ю. Лермонтова"

Презентация: Лирика М.Ю. Лермонтова
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 6-9 класса на тему "Лирика М.Ю. Лермонтова" по литературе. Состоит из 32 слайдов. Размер файла 11.31 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Лирика М.Ю. Лермонтова
    Слайд 1

    «Утес» Лирика М.Ю.Лермонтова

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Он душу в объятиях несДля мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой

  • Слайд 4

    Философская лирика Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)

  • Слайд 5

    Мотив гордого одиночества Равнодушие толпы рождает ответную реакцию у лирического героя – он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы «Парус» «Узник» «Сосед» «Пленный рыцарь» «И скучно, и грустно» «Горные вершины»

  • Слайд 6

    Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..   Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Мотив избранности, внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона «Нет, я не Байрон; я другой» «Наполеон» «Воздушный кораблик» «Пророк»

  • Слайд 9

    И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят—все лучшие годы! Любить… но кого же?.. На время –не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь?—там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все так ничтожно… Что страсти?—ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь , как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,- Такая пустая и глупая шутка…

  • Слайд 10

    Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. «ДУМА»

  • Слайд 11

    Образ маски Внешне благополучная жизнь современного общества трансформируется в лирике поэта в бездуховность, маскарадность света «Исповедь» «Как часто, пёстрою толпою окружён…» «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

  • Слайд 12

    Когда человек чувствует свое единение с природой, тогда он ощущает свободу и покой, тогда он счастлив. Лермонтов в природе помимо красоты видит доброту. Она гармонична, мудра, вечна, она – идеал гармонии. Вот с кого нам (людям) надо брать пример, обрести главную жизненную мудрость. "Выхожу один я на дорогу"

  • Слайд 13

    Проблема личности для поэта является определяющей. Личность воспринимается как центр всего существующего. Космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его «Мой демон» «Небо и звёзды» «Ангел» «Молитва»

  • Слайд 14

    Тема Родины «Родина», « Бородино», «Два великана», «Жалоба турка»

  • Слайд 15

    И молвил он, сверкнув очами, «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

  • Слайд 16

    Признаки баллады

    лироэпическое произведение в основе – реальное историческое событие диалог

  • Слайд 17

    “Прощай, немытая Россия”. Лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности

  • Слайд 18

    «РОДИНА» Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую, которую признал, понял и которой поклонился. Любить Родину – значит любить истину.

  • Слайд 19

    Пейзажная лирика Наполнена одухотворённой красотою, которая является источником духовных сил

  • Слайд 20

    «Когда волнуется желтеющая нива» И. Шишкин РОЖЬ

  • Слайд 21

    Мир открывается перед человеком как бы во всем своем многообразии мира. Природа оборачивается к человеку, когда человек ее видит, недаром ландыш качает головой, ключ лепечет

  • Слайд 22

    "На севере диком" На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сосна". Иван Иванович Шишкин Холст. Масло. 1891 г. Украина. Киев. Киевский музей русского искусства.

  • Слайд 23

    Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь она умчалась рано,На лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.1841

  • Слайд 24

    Любовная лирика «Нищий», « Я не унижусь пред тобой», « Нет, не тебя так пылко я люблю», «Отчего»

  • Слайд 25

    Наталья Федоровна Иванова (1813-1875) Знакомая Лермонтова , предмет его юношеских увлечений. Дочь известного драматурга Ф.Ф. Иванова. Поэт познакомился с ней в июне 1831 года. “Я не унижусь пред тобою”

  • Слайд 26

    “Нет, не тебя так пылко я люблю...” Смущенная Софья Михайловна, обращаясь к нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?” Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое внияние. Ничего не ответив, Лермонтов встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в Петербург.

  • Слайд 27

    «Лермонтов был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная , поэтическая и в высшей степени симпатичная… как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать …» Воспоминания А.П, Шан -Гирея Акварель М.Ю.Лермонтова. 1830-1831.

  • Слайд 28

    « Поэт», «Кинжал», «Пророк» Тема поэта и поэзии

  • Слайд 29

    Почему критику «страшно сказать» о том, что у Пушкина есть преемник? Прочитайте отрывок из письма В.Г.Белинского русскому писателю В.П.Боткину: «...страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника». ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМС картины П. Ф. Соколова.

  • Слайд 30

    Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью! Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! И он убит — и взят могилой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок,— они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Что ж? веселитесь...— он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно. В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?., издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. СМЕРТЬ ПОЭТА Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!., к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?

  • Слайд 31

    Для ответа на этот вопрос можно использовать известные строки В. Кюхельбекера: Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию. Понимал ли поэт, на что он себя обрекает, когда писал это стихотворение? Почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», а не «Смерть Пушкина»?

  • Слайд 32

    Прочитайте стихотворение «Поэт» (1840 год) Как построено стихотворение? Почему образ поэта ассоциируется с образом кинжала? От чего зависит «судьба » кинжала? От чего зависит роль поэта в обществе? Каким был поэт в прошлом? Кем он стал теперь? На какой антитезе построено стихотворение?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке