Презентация на тему "Литературное путешествие. Россия 18 в." 8 класс

Презентация: Литературное путешествие. Россия 18 в.
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Литературное путешествие. Россия 18 в." по литературе. Презентация состоит из 25 слайдов. Для учеников 8 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.59 Мб.

Содержание

  • Презентация: Литературное путешествие. Россия 18 в.
    Слайд 1

    Литературное путешествие. Россия. XVIII век

    Работу выполнила: учитель литературы Максимова Ольга Анатольевна ГБОУ СОШ №188 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Санкт-Петербург 2014

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Великие имена XVIII века

    Петр I, Екатерина II, М.В.Ломоносов, А.В.Суворов, Ф.И.Шубин (русский скульптор), В.И.Баженов (русский архитектор), Бартоломео Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения). Выдающиеся мастера слова XVIII века: М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин.

  • Слайд 4

    Крупнейшие русские зодчие этого периода:

    Д. Трезини (около 1670—1734) сооружает Петропавловский собор, проектирует здание Двенадцати коллегий — главное административное здание страны. М.Г.Земцов (1686—1743), известная его постройка — Аничков дворец на Невском проспекте. Крупнейший архитектор этого времени — В.В.Растрелли (1700—1771). Его создания: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь. Э.М.Фальконе (1716—1791) создает величественный памятник Петру I, названный Пушкиным «Медным всадником».

  • Слайд 5

    Одно из наиболее известных исторических событий этого периода — Северная война со Швецией (1700—1721)

    Во время Северной войны Пётр I заложил новый город Санкт-Петербург, который стал русским портом на Балтийском море (27 мая 1703 года). «В Европу прорубить окно»— крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга. 30 августа (10 сентября) 1721 года между Россией и Швецией был заключён Ништадтский мир, завершивший 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море.

  • Слайд 6

    Преобразования Петра I

    Петр I (1672 г —1725 г) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. В целях массового образования указом 1714 года созданы цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. Для подготовки священников начиная с 1721 года создавалась сеть духовных школ.

  • Слайд 7

    Изменения в русском языке

    Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков. С петровских времен в русском языке существую такие заимствованные иностранные слова, как алгебра, амуниция, ассамблея, оптика, глобус, компас, крейсер, порт, корпус, армия, капитан, генерал, дезертир, кавалерия, аренда, тариф и многие другие. Голландские слова появились в русском языке в связи с развитием мореходства. К ним относятся: балласт, буер, ватерпас, верфь, гавань, дрейф, лавировать, лоцман, матрос, рея, руль, флаг, флот, штурман и так далее. Из английского языка в это же время были также заимствованы термины из области морского дела: баржа, бот, бриг, вельбот, мичман, шхуна, катер и другие. Из немецкого языка пришли фляжка и залп.

  • Слайд 8

    Книгоиздание

    Книгоиздание в этот период развивается по двум направлениям — гражданскому и церковному. Печатный станок выпускает тысячи книг. Только за первую четверть XVIII века было издано 600 названий книг тиражом 500 тыс. экземпляров. При этом книг церковной печати составляло только 14 процентов от общего объема книгоиздания. Всего в XVIII веке выпущено 9,5 тыс изданий. В 1698 г. в Амстердаме была открыта типография, в которой согласно указу Петра предписывалось издавать «земные и морские картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны…, математические, архитектурные и иные художественные книги». Возглавлял деятельность типографии И.Копиевский. В 1711 г. была открыта универсальная типография в Санкт-Петербурге.

  • Слайд 9

    Гражданский шрифт

    Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Был утвержден в 1710 г. Указ о его введении гласил: «Сими литерами печатать исторические и манифактурные книги». Церковнославянская кириллица была оставлена для богослужебных книг, хотя иногда продолжала использоваться в целях широкого обнародования законодательных, политических документов, указов, ведомостей.

  • Слайд 10

    1730–1740 гг. — царствование Анны Иоанновны

    В период царствования Анны Иоанновны развивается особый вид литературы, это — «оды» и «слова» на разные случаи, как например, «Ода на взятие Гданска 1734 г.» Тредьяковского, «Панегирек Императрице Анне 1732 г.», «Ода Императрице Анне на 1736 г.» и др. «Ода на взятие Хотина» (1739), написанная Ломоносовым, была первым произведением на чистом, ясном и легком языке.

  • Слайд 11

    1741–1761 гг. — царствование Елизаветы Петровны

    В царствование Елизаветы Петровны значительно расширилась издательская деятельность Академии Наук. Переводы с латинского, немецкого, французского и итальянского языков составляют главную часть литературы, изданной в эту эпоху. Общее число названий, вышедших при Елизавете Петровне, достигает 612, не считая «публикованныхъвънародъ» около 1.600 манифестов и указов.

  • Слайд 12

    1762–1796 гг. — царствование Екатерины II

    Правительство Екатерины II начало «просвещение народа» не с освобождения его от рабства и не с широкого создания школ для него, а с заботы о том, чтобы у нас появилось как можно больше переводов на русский язык литературных произведений. В это время появились в переводах сочинения Вольтера, Монтескье, Беккарии, Юсти, Блэкстона и древнегреческих и римских классиков: Аристотеля, Афинагора, Плутарха, Витрувия, Геллия, Катона, Клавдиана, многих сочинений Сенеки. Но когда эти переводы продавались на улицах Петербурга, русский народ оставался поголовно безграмотным. При Екатерине II, которая слыла «просвещенной» царицей, грамотность населения не превышала половины процента.

  • Слайд 13

    Вторая половина XVIII века — период появления журналистики

    Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И.Новикова (1744—1818), который выпускает сатирические журналы «Кошелек», «Трутень», «Живописец». Позже эту традицию продолжил И.А.Крылов (1769—1844), издавая журналы «Почта духов», «Зритель» и другие. В 1755 г. стал выпускаться журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Из исторических трудов главнейшими изданиями второй половины XVIII в являются: «История Российская» М.Щербатова (1774—1791), и «История Российская с древнейших времен» В.Н.Татищева (1768—1784). В 1745 г. была издана первая географическая карта, основанная на научной геодезической съемке, «Атлас Российской империи». Замечательным произведением явился научный труд участников экспедиции под руководством С.П.Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (1755). Еще ранее Г.Ф.Миллером было составлено «Описание Сибирского царства» (1760).

  • Слайд 14

    Начало классицизма

    Во второй половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность, в русской культуре часто переломленная через творчество мастеров итальянского Возрождения. В России зачатки классицизма были заметны уже в первой четверти 18 века, особенно в архитектуре, которую отличали простота, уравновешенность и строгость. Но реальные возможности для развития классицизм получил лишь во второй половине 18 века. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

  • Слайд 15

    Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский) (1703 — 1769 гг) — известный русский учёный и поэт XVIII века

    Его произведения: Элегия о смерти Петра Великого (1725), Стихи похвальные Парижу (1728), Стихи похвальные России (1728), О древнем, среднем и новом стихотворении Российском (1755), Ода торжественная о сдаче города Гданска (1734). Ворон и Лисица (1752) (отрывок): Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши…

  • Слайд 16

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765)

    Ломоносов — автор «Российской грамматики». Писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. Основной жанр — оды. Ломоносов воспевал победы русского оружия («Ода на взятие Хотина»), труды Петра I (поэма «Петр Великий»). «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года, где Ломоносов славит мир („возлюбленную тишину“), воспевает родину, науку. В 1751 г состоялся выпуск первого собрания сочинений М.В.Ломоносова, в который вошли его произведения ораторской прозы и стихотворные произведения.

  • Слайд 17

    Александр Петрович Сумароков (1717—1777)

    Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона»(1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758), «Вышеслав» (1768),«Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).

  • Слайд 18

    В 60-е годы появляется русская повествовательная проза:

    Ф.А.Эмин (1735—1770) - романы „Приключения Фемистокла“,“Непостояная фортуна, или Похождение Мирамонда” (1763). Наиболее известным произведением Эмина стал эпистолярный роман “Письма Эрнеста и Доравры” (1766), повествующий о любви аристократки и бедного дворянина. Целый ряд исследователей считает роман Эмина произведением, начинающим русскую сентиментальную прозу. М.Д.Чулков (1743—1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей „Пересмешник, или Славенские сказки“, романа „Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины“ (1770) — рассказ о «невольной доле» сержантской вдовы

  • Слайд 19

    Яков Борисович Княжнин (1740 – 1791)— один из крупнейших драматургов русского классицизма

    В 1780-е и 1790-е княжнинские пьесы, как оригинальные, так и переводные, составляли основу репертуара русских театров. Драматические произведения: «Дидона», «Ольга», «Росслав», «Вадим Новгородский», «Хвастун», «Чудаки», «Несчастие от кареты», «Скупой» , «Сбитенщик», «Орфей».

  • Слайд 20

    Гавриил Романович Державин (1743—1816) — ведущий поэт второй половины XVIII века

    Воспел победы русского оружия („Осень во время осады Очакова“, „На взятие Измаила“ и другие), запечатлел образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода „Фелица“, где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая „наказ“ властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению („Вельможа“), описывал природу („Бог“, „Водопад“). „Памятник“ (отрывок): Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит…

  • Слайд 21

    Денис Иванович Фонвизин (1745—1792) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии

    В последней трети XVIII века новое развитие получает комедия. Яркий драматург этого периода — Д.И.Фонвизин, автор комедий „Бригадир“ и „Недоросль“, по словам Гоголя, „первой истинно общественной комедии“.

  • Слайд 22

    С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма

    Сентиментализм(от фр. sentiment – чувство) - произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе направление существовало с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Наиболее выдающиеся представители сентиментализма: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Жан -Жак Руссо

  • Слайд 23

    Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826) — выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный русским Стерном.

    Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792) открыли в России эпоху сентиментализма. Произведения Карамзина «Евгений и Юлия», повесть (1789) «Письма русского путешественника» (1791—1792), «Бедная Лиза», повесть (1792)«Наталья, боярская дочь», повесть (1792), «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792), «Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм» (1793),«Юлия» (1796).

  • Слайд 24

    Александр Николаевич Радищев (1749 г -1802 года) — русский писатель, философ, поэт

    Радищев стал наиболее известен благодаря своему основному произведению«Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Как известно, книга была уничтожена частью самим автором, частью правительством, и автор был сослан в Сибирь. Несмотря на уничтожение, книга эта приобрела широкую популярность в общественных кругах: ее переписывали с тех редких экземпляров, которые сохранились в частных руках, и списки эти ходили по всей России Другое произведение А.Н. Радищева «Житие Федора Васильевича Ушакова». Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

  • Слайд 25

    1796–1801 гг. — царствование Павла I

    При Павле I строгости цензуры достигли своего апогея, и издательская деятельность почти прекратилась. Цензура и окончание русского сентиментализма. Так заканчивается литературный XVIII век.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке