Презентация на тему "Ломоносов - поэт и филолог"

Презентация: Ломоносов - поэт и филолог
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе, которая расскажет о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове и его вкладе в русскую филологию и литературу. Автор рассказывает о том значении, которое имели труды ученого для развития русской поэзии и словесности. 

Краткое содержание

  • Великие о Ломоносове
  • Работа со словом
  • Труды М.В. Ломоносова
  • Филологические работы Ломоносова
  • Теория трех «штилей»
  • Значение теории 3-х штилей
  • Основные требования М.В. Ломоносова к современной поэзии

Содержание

  • Презентация: Ломоносов - поэт и филолог
    Слайд 1

    М.В. Ломоносов - филолог и поэт

  • Слайд 2

    Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. Н.В. Гоголь

  • Слайд 3

    Пётр Великий русской литературы. В.Г. Белинский

  • Слайд 4

    Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит во устах народных за необозримый горизонт столетий. А.Н. Радищев о М.В. Ломоносове

  • Слайд 5

    Работа со словом

    ФИЛОЛОГ – [лат.] «фил» - любить, «логос» - слово. Специалист, изучающий язык, лексику, основы соединения слов, соединяет язык и литературу.

  • Слайд 6

    Труды М.В. Ломоносова

    1. РИТОРИКА 2. УЧЕБНИК РОССИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ 3. ПИСЬМО О РОССИЙСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ

  • Слайд 7

    Исторической заслугой М.В. Ломоносова является глубокое преобразование русского языка, которое стало возможным благодаря тому, что учёный осознал место русского языка, скрупулезно изучил его во всём многообразии, выступил как

    • ИСТОРИК РУССКОГО ЯЗЫКА,
    • ДИАЛЕКТОЛОГ,
    • ТЕОРЕТИК,
    • ЛЕКСИКОЛОГ,
    • ЛЕКСИКОГРАФ.

    Внутри каждого раздела он новатор, первопроходец, первооткрыватель.

  • Слайд 8

    Ломоносов первый оценил богатство и красоту русского языка, подчёркивал, что наш язык превосходит другие языки в том или ином отношении. « Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и, подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может».

  • Слайд 9

    Важным этапом филологических исследований Ломоносова была работа над теорией русской прозы, Итогом этой работы явилась «Риторика», первый вариант которой был завершён к началу 1744 г. «Риторика» Ломоносова была изложена простым и образным русским языком и предназначена для широкого демократического круга читателей. В этом труде учёный утвердил основные начала русской литературной речи, что являлось одной из насущных проблем русского общества. «Риторика» содержала свод правил, которым необходимо следовать в литературных произведениях, где затрагивались преимущественно государственные, общественные и философские темы.

  • Слайд 10

    М.В. Ломоносов положил начало русской лингвистике – науки о языке. В 1755 году им была создана первая подлинно научная грамматика русского языка – «Российская грамматика», которая стала сводом правил. «Российская грамматика» Ломоносова отличалась строгостью плана, полнотой, обилием, разнообразием и продуманностью примеров, самостоятельностью и тонкостью грамматических наблюдений.

  • Слайд 11

    Грамматика делится на части, содержит наставления, каждая состоит из 5-6 глав, глава делится на параграфы. Всего 527 параграфов. НАСТАВЛЕНИЯ: 1. О слове вообще, 2. О чтении и правописании российском, 2. Об имени, 3. О глаголе, 4. О служебных частях слова, 5. О сочинении частей слова. В основу русского произношения берёт произношение Москвы.

  • Слайд 12

    Наиболее важной для нормализации русского языка явилась Ломоносовская теория «3-х штилей» - плод долгих размышлений над судьбами родного слова. Теория сложилась в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», изданном в 1757 г. В этом труде учёный решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение стилей и классификация литературных жанров.

  • Слайд 13

    Ломоносов всю лексику делит на три группы речений: Слова общеупотребительные у всех славян (общие слова, которые употребляются и в старославянском и современном языке: БОГ, СЛАВА, РУКА, ПОЧИТАЮ…) Слова, которые мало употребительны в разговоре, но всем грамотным людям «вразумительны». Это старославянизмы и книжные архаизмы: ВЗЫВАЮ, ОТВЕРЗАЮ, ОБОВАЮ (очаровываю), РЯСНЫ (ресницы), ЕВЕНЬЯ (кроме), ОВОГДА (иногда) Слова, которых нет в церковных книгах. Простые слова. Народная лексика, русизмы. Ломоносов исключает презренные слова, которые в любом стиле употреблять непристойно. В сочетании тех или иных речений состоит тот или иной стиль.

  • Слайд 14

    ВЫСОКИЙ штиль включает речения 1 и 2 рода, церковнославянизмы и общеславянскую лексику. По учению Ломоносова, «сим штилем составляют оды, героические поэмы, прозаические речи о важных материях». Характерны торжественность, величие. СРЕДНИЙ штиль включает речения 1 рода и некоторые слова 3 рода, однако русизмы не должны быть слишком низкими, чтобы «не впасть в подлость». Средний штиль может включать немного речений 2 рода, но с осторожностью. Этим штилем составляют пьесы, послания, научные сочинения. НИЗКИЙ штиль включает слова 3 рода речений. Употребление церковнославянизмов не допускается. Этим штилем пишутся комедии, фамильярные (дружеские) письма, фабулы (басни).

  • Слайд 15

    I ВЫСОКИЙ  II СРЕДНИЙ III НИЗКИЙ

    • ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
    • ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ
    • РУСИЗМЫ
    • ОДЫ
    • ПОЭМЫ
    • ПЬЕСЫПОСЛАНИЯ
    • КОМЕДИИПИСЬМАБАСНИ
  • Слайд 16

    Значение теории 3-х штилей

    Ломоносовская теория резко ограничивала использование церковнославянизмов сферой использования в определённом жанре. Самой существенной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь широких слоёв народа, которую нужно тщательно оберегать как от перегрузки славянизмами, так и от «диких и странных слов, нелепостей, входящих к нам из чужих языков».

  • Слайд 17

    По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова«ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».

  • Слайд 18

    М.В. Ломоносов борется за чистоту научного языка. Он по праву признаётся основателем научной и технической терминологии. Вместо иностранных терминов Ломоносов пытается ввести русские. Именно ему мы обязаны тем, что говорим

    • ЧЕРТЁЖ (АБРИС)
    • РУДНИК (БЕРГВЕРГ)
    • КРОВЛЯ (ДАК)
    • МАЯТНИК (ПЕРПЕНДИКУЛА)
    • СЛОЖЕНИЕ (АТДИЦИЯ)
  • Слайд 19

    Около 300 иноязычных терминов приобретают более простую форму. Подавляющее большинство слов выдержало проверку времени:

    • КВАДРАТ
    • ДИАМЕТР
    • ПРОПОРЦИЯ
    • БАРОМЕТР
    • МИКРОСКОП
    • ИНСТРУМЕНТ
    • АТМОСФЕРА

    Благодаря огромной плодотворной работе Ломоносова наука в России стала развиваться на родном языке, который значительно обогатился и расширился.

  • Слайд 20

    В начале XVIII века стихи мало отличались от прозаической речи. Это были неуклюжие вирши:

    О КОЛЬ ВЕЛИЮ РАДОСТЬ АЗ ЕСМЬ ОБРЕТОХ КУПИДО ВЕНЕРИНУ МИЛОСТЬ ПРИНЕСОХ СОЛНЦЕ ЛУЧИ СВОИ НА МЯ СПУСТИЛО И ЗЛУ-ПЕЧАЛЬ ВО РАДОСТЬ МНЕ ОБРАТИЛО

  • Слайд 21

    М.В. Ломоносов изучил теорию стихосложения В.К. Тредиаковского и на её основе создал свою, которую изложил в «Письме о правилах российского стихосложения». Тредиаковский внёс наибольший вклад в развитие русской поэзии реформой силлабического стиха, в основе которого лежит равносложие, т. е одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Тонический принцип стихосложения (ритмичность создаётся количеством ударений в стихе) распространялся только на длинные стихи. Стихи писались по количеству слогов. Они не были музыкальными. В.К. Тредиаковский

  • Слайд 22

    Это заставило Ломоносова создать силлабо-тоническую систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и безударных слогов. Стихотворения в результате этого приобретали стройность, лёгкость, напевность, гармоничность звучания. М.В. Ломоносов создал двусложные и трёхсложные размеры, виды рифмовки.

  • Слайд 23

    Только в XIX веке А.С. Пушкин осуществил практику этого стихосложения. Трёхсложные стихи писали М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов.

  • Слайд 24

    Работа Ломоносова над формированием и совершенствованием русского литературного языка была неразрывно связана с поэтическим творчеством. По возвращении из Германии, в начале 40-х гг., у молодого учёного складываются собственные взгляды на высокое призвание и назначение поэта.

  • Слайд 25

    Основные требования М.В. Ломоносова к современной поэзии

    • ГРАЖДАНСКАЯ ТЕМАТИКА
    • БОГАТСТВО ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ
    • ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
  • Слайд 26

    В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды, несмотря на то что он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания. «Похвальные слова», торжественные оды на протяжении четверти века были его основным поэтическим жанром. М.В. Ломоносов явился создателем оды нового типа. Глубокое идейное содержание, горячий патриотический пафос, правильный размер – четырёхстопный ямб, богатая разнообразная рифма – всё это было ново как для русской литературы, так и для этого жанра в целом. Ломоносов превратил оду в многотемное, публицистическое, ораторское произведение.

  • Слайд 27

    Пропаганда науки в его художественных произведениях носит активный, деятельный характер. Подлинными гимнами науке можно назвать величественное «Слово о пользе химии» (1751г.), «Письмо о пользе стекла», адресованное И.И. Шувалову (1752г.). В стихах он размышляет о причинах различных явлений природы, высказывает научные предположения и гипотезы, полемизирует с ошибочными, по его мнению, суждениями и теориями.

  • Слайд 28

    Прочитайте «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», выделите её композиционные части и озаглавьте их. Можно ли это произведение назвать одой и почему? Елизавета, худ. Г. Гроот

  • Слайд 29

    Тема России, тема Родины проходит красной нитью через художественные произведения Ломоносова, отодвигая на второй план образы прославляемых им монархов. «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую глядит он под углом её сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной», - писал Н.В. Гоголь. Пётр I

  • Слайд 30

    Художественное наследие М.В. Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, поэтами-декабристами и Пушкиным.

    • А.Н. Радищев
    • Г.Р. Державин
    • К.Ф. Рылеев
    • А.С. Пушкин
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке