Презентация на тему "Методика работы над сочинением" 11 класс

Презентация: Методика работы над сочинением
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Методика работы над сочинением"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 33 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Методика работы над сочинением
    Слайд 1

    Методика работы над сочинением (задание С2.)

  • Слайд 2

    Структура сочинения-рассуждения

  • Слайд 3

    Тезис

    Тезис – это то, что доказывается или объясняется. Тезисом в сочинении С2. являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Слайд 4

    Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Я согласна (согласен) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Помните, что вступление должно быть небольшим. Начать сочинение можно: Трудно не согласиться с метким высказыванием о нашем языке академика Г. Степанова, который говорит: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают...»

  • Слайд 5

    Аргументы. Основная часть Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

  • Слайд 6

    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: 1.объяснить, как вы понимаете слова лингвиста (ученого, языковеда, автора высказывания, филолога, Г.Степанова) 2.привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

  • Слайд 7

    АргументыВ работе должны быть представлены два примера-аргумента: 1- лексическое явление + пример из текста2- грамматическое явление + пример из текстапо 1 баллу за каждый аргумент по критерию С1К23-й балл – за верное указание их роли в тексте.

  • Слайд 8

    Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. Лексика – это совокупность слов какого-либоязыка. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

  • Слайд 9

    Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

  • Слайд 10

    ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики. Культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна. В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

  • Слайд 11

    Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста. Действительно, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматическое устанавливает связи между словами, чтобы мысль о предмете речи, о признаке была более точной. Варианты развернутого ответа

  • Слайд 12

    Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно выражать наши мысли. Как можно понять это высказывание? «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. Обратимся к тексту.

  • Слайд 13

    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: Докажем правильность суждения на примере из текста. В качестве доказательства можно привести конкретные примеры из текста. В качестве примера возьмём слово… Попробуем доказать это. Поясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста ... Рассмотрим примеры и докажем правильность суждения…

  • Слайд 14

    Способы оформления

    указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

  • Слайд 15

    Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... . • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... . • В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

  • Слайд 16

    В помощь

  • Слайд 17

    Что такое лексическое явление? Омонимы синонимы антонимы общеупотребительная лексика, разговорная лексика, диалектизмы профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы крылатые слова, эмоционально-экспрессивная лексика тропы (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение) стилистические фигуры (градация, антитеза, лексический повтор) А-3 В 1

  • Слайд 18

    Грамматические явления для аргументации

    однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки завершения синтаксические средства художественной изобразительности (риторические восклицания, риторический вопрос, риторическое обращение

  • Слайд 19

    Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления? Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. Примеры, иллюстрирующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты«нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора«вынули из души».

  • Слайд 20

    Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварныенамерения детей. В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

  • Слайд 21

    В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына. Русский язык необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово_________________, которое имеет синонимы__________________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его.

  • Слайд 22

    Примеры, иллюстрирующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления В предложении 21 существительное «бабуля» является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью. Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

  • Слайд 23

    В своем тексте автор использует разные предложения: простые, сложные. Так, в предложениях 14, 21 мы встречаем сложноподчинённые предложения. Используя такую синтаксическую конструкцию, автор подчёркивает глубокий внутренний мир женщины. Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев. Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

  • Слайд 24

    В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение_______ и поставим все слова в начальную форму:____________________. Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов.

  • Слайд 25

    А в предложении____ есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). То есть грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится  бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор»  в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста  Так, в  предложениях ___ встречаю словосочетание _____. В слове «_______» окончание ______указывает на то, что перед нами прилагательное.  Поставим прилагательное в именительный падеж – нарушается грамматическая связь. Именно окончание является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.

  • Слайд 26

    Безусловно, правильно подобранное слово и грамотно построенное предложение помогают лучше воспринимать идею автора. Г. Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Таким образом, фраза Г.Степанова говорит о том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Заключение. Вывод.

  • Слайд 27

    Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): • 1 абзац - тезис, • 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, • 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, • 4 абзац - вывод.

  • Слайд 28

    Каким должен быть объём сочинения? Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

  • Слайд 29

    Зачем нужна пунктуация? Пунктуация - важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания. Без пунктуации в языке не обойтись. Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении № ___. Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении № __.Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись. Знаки препинания, по выражению А. П. Чехова, - это «ноты при чтении», которые помогают  в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

  • Слайд 30

    Зачем нужна орфография? Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В слове «приехал» пишется приставка при, она обозначает «приближение», а при написании слова «собирать», мы руководствуемся правилом: в корнях с чередующейся гласной «е, и» и пишется, если после корня стоит суффикс «а». Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

  • Слайд 31

    Морфология.   Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

  • Слайд 32

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

  • Слайд 33

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке