Презентация на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин" 9 класс

Презентация: М.Е. Салтыков-Щедрин
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин" по литературе, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 2.85 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: М.Е. Салтыков-Щедрин
    Слайд 1

    "Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен.""

  • Слайд 2

    Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его - отец, коллежский советник, Евграф Васильевич, и мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, купеческого рода,- были довольно богатые местные помещики; крестили же его тетка Марья Васильевна Салтыкова и угличский мещанин Дмитрий Михайлович Курбатов.

  • Слайд 3

    Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации.

  • Слайд 4

    Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому обществу в состоянии значительно худшем, чем наследие других русских классиков. Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть написанного им была не собрана и не издана.    Лишь после Октября советскими литературоведами были проведены фундаментальные работы по выявлению и публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. В начале 30-х годов по инициативе М. С. Ольминского (1863--1933) -- одного из старейших деятелей революционного движения России -- было предпринято первое научное издание сочинений писателя. Тексты для этого издания, выпущенного Государственным издательством "Художественная литература" в 1933--1941 годах, были проверены по всем известным источникам. Из двадцати томов примерно восемь заняли произведения, ранее не входившие в собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. Библиотека им. Салтыкова-Щедрина

  • Слайд 5

    Издание 1933--1941 годов имеют выдающееся научное и культурно-политическое значение. Оно создало широкую базу как для исследовательской работы над Салтыковым-Щедриным, так и для ознакомления с его творчеством широких кругов новых советских читателей. Однако за тридцать с лишним лет, прошедших со времени начала работы над этим изданием, во всех областях изучения Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области текстологии, произошли существенные сдвиги.    Издание 1933--1941 годов не свободно от ряда серьезных недостатков. Главнейшие из них: 1) Отсутствие единства в методах подготовки текстов, а также принципах отбора других редакций и вариантов. 2) Бедность, а иногда и отсутствие комментариев к некоторым, в том числе важнейшим, произведениям Салтыкова-Щедрина (к "Губернским очеркам", "Истории одного города", "Сказкам" и др.).

  • Слайд 6

    15.2.11

  • Слайд 7

    В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869--1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731--1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой.

  • Слайд 8

    В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй -- описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова.

  • Слайд 9

    Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл.

  • Слайд 10

    При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли. Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» - обыватели губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне. Расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в – России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу. И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

  • Слайд 11

    В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомом серьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

  • Слайд 12

    Образы Головлевых старшего и младшего поколения — яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении. Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников. Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества. Ярко выписан Иудушка Головлев. Писатель сделал его буквально символом всякого паразитизма, человеконенавистничества и реакции. Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления — все в романе служит одной цели — раскрытию причин гибели строя крепостников. Особенно поражает речь Иудушки — человеконенавистника и блу-дослова, сотканная из афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, вздохов, лицемерных обращений к Богу, беспрерывных повторений.

  • Слайд 13

    Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882--1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

  • Слайд 14

    Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание. Орлы "хищны, плотоядны...". Живут "в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают" – так говорится в сказке об орле-меценате. И это сразу рисует типические обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что речь идет совсем не о птицах. И далее, сочетая обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими, Щедрин достигает высокого политического пафоса и едкой иронии. Так же построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес "внутренних супостатов усмирять". Не затемняют политического смысла зачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок, образ Бабы-Яги, Лешего. Они только создают комический эффект. Несоответствие формы и содержания способствует здесь резкому обнажению свойств типа или обстоятельства.

  • Слайд 15

    Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка "Соседи". Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки ("Не давши слова – крепись, а, давши – держись!", "Двух смертей не бывать, одной не миновать", "Уши выше лба не растут", "Моя изба с краю", "Простота хуже воровства"). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.

  • Слайд 16

    Тем не менее, все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и психологических и политических – на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.   Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.

  • Слайд 17

    Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-щедрина являются сказки, казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев.

  • Слайд 18

    1880-е гг. – время творческих достижений М.Е Салтыкова-Щедрина. Во многих произведениях, написанных в эти годы, отразились тверские впечатления: «Помпадуры и помпадурши» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонская старина» (1889) и др. В последние годы жизни М.Е Салтыков-Щедрин пытался приобрести небольшое поместье в Тверской губернии. Но его мечта  не осуществилась. Умер М.Е Салтыков-Щедрин 28 апреля (по старому стилю) 1889 г. в Петербурге. В 1939 г. в Калинине (ныне Твери) именем писателя была названа улица(бывший Пивоварский переулок), в 1976 г. состоялось открытие пямятника М.Е Салтыкову-Щедрину (скульптор О.К Комов) и  литературного музея. В 1996 г. на здании администрации г. Твери установлена мемориальная доска в честь знаменитого вице-губернатора. В ознаменование 170-летия со дня рождения учреждена областная ежегодная литературная премия имени М.Е Салтыкова-Щедрина  Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери - первый в нашей стране музей писателя-сатирика

  • Слайд 19

    Великий писатель подчас скромно оценивал свою роль в литературе значение своего творчества «Писания мои, - указывал он, - до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единство, как иллюстрация этой современности». Однако сатирические типы писателя пережили свое время. Ярко запечатлев зло и уродства своей эпохи, Салтыковские писания полны силы и живого значения и в наши дни, - и как раз именно потому, что Салтыковские образы не сатирические зарисовки-однодневки, а широчайшие художественные обобщения.

    Писатель-сатирик с такой энергией, силой и очевидностью выставил на позор безобразие и зло пороков прошлого, что меня очень заинтересовало то, что в его произведениях ярко видны пороки и нашего времени

  • Слайд 20

    РАБОТУ ПРЕДСТАВЛЯЛученик девятого класса МОУ СОШ №15х.СадовыйЛункин Артем

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке