Презентация на тему "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

Презентация: Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 29 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 7-9 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
    Слайд 1

    Открытый урок по литературеСтрельцова Л.Ю.

    ТЕМА: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

  • Слайд 2

    Литературная разминка

    1. Раскройте литературоведческие понятия: - Послание - Гимн - Инверсия -Антитеза - Троп - Мотив - Баллада - Лирика

  • Слайд 3

    2. Схематически изобразите стихотворный размер: Ямб ___ ` ___ Хорей `___ ___ Дактиль `___ ___ ___ Амфибрахий ___ `___ ___ Анапест ___ ___ `___

  • Слайд 4

    Прочитайте наизусть одно из посланий А.С. Пушкина. К кому обращается в своих посланиях А.С.Пушкин? Какова отличительная особенность жанра?

  • Слайд 5

    Парус. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

  • Слайд 6

    ЛермонтовМихаилЮрьевич(1814-1841)

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

  • Слайд 9

    ТЕМА:«Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»

  • Слайд 10

    Задачи:

    Вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества; Учиться определять основную тему лирического произведения; Анализировать и сравнивать литературные произведения; Повторить литературоведческие понятия.

  • Слайд 11

    Эпиграф к уроку

    Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)

  • Слайд 12

    Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта

    Москва 1814

  • Слайд 13

    Семья

  • Слайд 14

    3 года

    Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя, по конец, В слезах угасла мать моя…

  • Слайд 15

    Тарханы

  • Слайд 16

    Кавказ

    Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор.

  • Слайд 17

    «Смерть поэта»

    Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим! Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.

  • Слайд 18

    Ссылка

  • Слайд 19

    Убит 15 июля 1841г. близ горы Машук Дуэль

  • Слайд 20

    Листок

    Какое настроение пробудило в вас это стихотворение? На произведение какого жанра похоже оно? Обоснуйте свой ответ. Если бы вы были художником, какой пейзаж вы нарисовали по этому сюжету? А будучи композитором, какую мелодию вы сочинили к этому стихотворению?

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Тема

    бесприютность, одиночество листка Основная мысль скитание, поиск родной души, пристанища Композиция 1 строфа- судьба одинокого листка 2 строфа- благополучное существование молодой чинары 3 строфа и далее - диалог странника и чинары

  • Слайд 23

    Стихотворный размер

    Ду-бо-вый- ли-сток- о-тор-вал-ся –от- вет-ки –ро-ди-мой И в-степь –у-ка-тил-ся-, жес-то-ко-ю- бу-рей –го-ни-мый Пятистопный амфибрахий ___ `___ ___

  • Слайд 24

    Средства выразительности

    Эпитеты ветка родимая, бурей гонимый ,тоска глубокая, солнцем любима Олицетворения ветер шепчется, лаская зелёные ветки, листок молит ,море умывает корни Инверсия засох я, молит с тоскою глубокой, сынам моим свежим не пара Антитеза листок и чинара, степь и Чёрное море, холод и зной, песни райских птиц и рассказы мудреные и чудные

  • Слайд 25

    1.Оределите предметный ряд произведения Листок - Чинара Степь – Райский сад 2. Как показаны одиночество и бесприютность? Оторвался от ветки родимой», «жестокою бурей гонимый», «увял он от холода, зноя и горя», «докатился до Чёрного моря». 3.Почему чинара отказывается приютить странника? Не желает нарушать свой покой. 4. Какие мотивы звучат в этом стихотворении? Одиночества, странничества. 5.В каких ещё произведениях Лермонтова звучат эти мотивы? «Утёс», «На севере диком..», «Тучи», «Парус».

  • Слайд 26

    Сравним стихотворения В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова с общим названием «Листок».

    В.А.Жуковский. Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение М.Ю.Лермонтов Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение

  • Слайд 27

    Вывод:

    Тема общая, судьба одинокого листка. Настроение в «Листке» В.А.Жуковского-исполнение предназначенного роком, судьбой; нет отчаяния, одиночества, а в стихотворении Лермонтова - поиски родной души, пристанища.

  • Слайд 28

    Подведём итоги.

    Как вы понимаете литературоведческий термин «мотив лирики»? Какие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова мы с вами сегодня определили? Вернёмся к эпиграфу. Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?

  • Слайд 29

    Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить,Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)

    Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке