Презентация на тему "Родина в творчестве Есенина"

Презентация: Родина в творчестве Есенина
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.84 Мб). Тема: "Родина в творчестве Есенина". Предмет: литература. 29 слайдов. Для учеников 7-10 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Родина в творчестве Есенина
    Слайд 1

    "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине"

  • Слайд 2

    А.С. Пушкин– 37 лет М.Ю. Лермонтов – 27 лет С. А. Есенин – 30 лет

  • Слайд 3

    Проблемный вопрос: Как изменялось раскрытие темы Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?

  • Слайд 4

    Пути решения проблемного вопроса Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов,своеобразия художественного мира поэта.

  • Слайд 5

    Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. Знать у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси… И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы 1925

  • Слайд 6

    Деревня-Родина Война – публичные выступления с крестьянскими стихами

  • Слайд 7

    “Стихи я начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “рдяный мак заката”, “Русь — малиновое поле” — всю эту поэтическую, живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.

  • Слайд 8

    Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. 1910.

  • Слайд 9

    Край любимый! Сердцу сняться Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. 1914.

  • Слайд 10

    Основная проблема в творчестве С. Есенина - отношения между человеком, обществом и природой Есенин создаёт собственную образную концепцию человека.

  • Слайд 11

    Система образов в творчестве Есенина

    Образы земли и неба У Есенина две сферы – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной - обожествляется.

  • Слайд 12

    Почему у Есенина встречаются «голубая трава», голубая пыль», «голубой песок», «небесный песок», вода –это «синь, упавшая в реку», «голубая Русь», «проводов голубая солома», «серенький ситец небес», «пожар голубой» Почему месяц, солнце, звёзды, облака, тучи – это разнообразные животные: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», «пасутся звёзды» Почему первый свой сборник стихов Есенин назвал «Радуница»?

  • Слайд 13

    Образ избы

    изба на земле изба на небе Деревенская изба: «изба – старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины», «старенький дом», «у порога в дёжке квас» «низкий дом с голубыми ставнями» Божий храм: «золочёная хата», «райский терем», «хаты – в ризах образа», «златная тучка» - небесный престол, где находятся Саваоф, Христос и Божья Матерь

  • Слайд 14

    Образ природы

    Природа – это божественный храм: это «ночных небес иконостас», звёзды – «лампадки небесные»»поля как святцы, рощи в венчиках иконных», деревья – монашки, сумрак – ангел, ветер – схимник, «туман как ряса». Жизнь природы – это торжественная действо природной литургии: « с голубизны незримой кущи струятся звёздные псалмы», «поют быстровины про рай и весну», ели льют запах ладана, « у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «чёрная глухарка к всенощной зовёт», слышен «молебен птичьих голосов», « меж берёз кудрявых бус под венком, в кольце иголок… мерещится Исус», «схимник – ветер …целует на рябиновом кусту// Язвы красные незримому Христу»

  • Слайд 15

    Есенин «Ключи Марии»

    «…Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо»

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Пространственный образ земли

    «На земле милее. Полно плавать в небо».В «предвечной мгле», в неведомых пределах Вселенной, среди бесчисленных миров стремительно летит наша «хладная планета» с её земной и водной гладью. В центре земли – изба с крестьянскими постройками, избы, связанные дорогой, образуют деревню. Деревни, сёла, посёлки, слободки, окружённые полями и лесами, - это есенинская «голубая Русь».

  • Слайд 18

    Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквям твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 1914

  • Слайд 19

    Я последний поэт деревни… Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Трубит, трубит погибельный рог! … Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен.

  • Слайд 20

    Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прхрипят мой последний час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час! 1920

  • Слайд 21

    Прочитать стихи: «Русь уходящая», «Русь советская», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни», «Неуютная жидкая лунность», «Сорокоуст» Какие проблемы современной ему жизни затрагивает поэт? Как проявляются противоречивые взгляды и чувства поэта в этих стихах? В чём особенность звучания темы родины в прочитанных произведениях Какие образы - символы старой и новой России обращают на себя внимание?

  • Слайд 22

    В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

  • Слайд 23

    Сергей Есенин трагически воспринимает те перемены, которые происходят в российской деревне. Исчезает его «мир таинственный, мир... древний», то, чем жила «полевая Россия». Ощущение утраты рождает трагический разлад в его душе. Для стихов этого периода характерны «темные» (странные и не совсем понятные) образы. Возникает такое чувство, что поэт истязает себя безобразным – «жернова кишок», «яйца злобы», «скелеты домов», «сноп лежит, как желтый труп». «Черная гибель» становится сквозным мотивом, потому что основные образы – «могильные». Этот период можно с полным правом назвать «черным».

  • Слайд 24

    «С каждым годом все больше и больше вырисовывается лицо культуры советской России, пролетарской России. И последний символист, Есенин, довольно скоро утратит свою популярность, хотя творчество его останется навсегда свидетельством о психическом складе людей отмершей культуры.» «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью – и жизнь ушла от него. И он погиб.» «Есенин, как поэт, жил и умер в Москве кабацкой» «Есенин – поэт самоубийства» Из критических отзывов 20-х годов.

  • Слайд 25

    Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя. Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны. Далеко-далече там Багдад, Где жила и пела Шахразада. Но теперь ей ничего не надо. Отзвенел давно звеневший сад. Призраки далекие замли Поросли кладбищенской травою. Ты же, путник, мертвым не внемли, Не склоняйся к плитам головою. Оглянись, как хорошо кругом: Губы к розам так и тянет, тянет. Помирись лишь в сердце со врагом И тебя блаженствои ошафранит. Жить – так жить, любить – так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй. Это пела даже Шахразада,- Так вторично скажет листьев медь. Тех, которым ничего не надо, Только можно в мире пожалеть. 1925.

  • Слайд 26

    …Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты ночь! Что ты ночь наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… «Черный человек» 1925. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? 1925г.

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке