Презентация на тему "Н.С, Лесков «Человек на часах»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Н.С, Лесков "Человек на часах" рассказывает о выдающемся писателе - Николае Семеновиче Лескове, сюжете рассказа, композиции "Человек на часах", главном герое, смысле названия рассказа, дает определение "щпицрутен", внутреннем конфликте – «искушение».

Краткое содержание

  1. Николай Семёнович Лесков
  2. Сюжет
  3. Император Николай I
  4. Что такое щпицрутены?
  5. Композиция рассказа "Человек на часах"
  6. Кто он - главный герой?
  7. Внутренний конфликт – «искушение»
  8. В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
  9. Подведем итоги

Содержание

  • Слайд 1

    Н.С. Лесков«Человек на часах»

    Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина.

  • Слайд 2

     

    «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»

    Н.С Лесков

  • Слайд 3

     

    • Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
    • В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
    • В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
    • В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».

  • Слайд 4

    Николай Семёнович Лесков

    (1831 – 1895)

    «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».

    (Автор)

  • Слайд 5

    Сюжет

    • Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
    • Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
    • После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
    • Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
    • Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.

  • Слайд 6

     

    • Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот"?
    • Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?

  • Слайд 7

    Император НИКОЛАЙ I

    • При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
    • Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
    • Какое?

  • Слайд 8

    Что такое щпицрутены?

    • Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст")– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
    • В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.

  • Слайд 9

     

    Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.

  • Слайд 10

     

    • В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
    • Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
    • В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

    Композиция рассказа “Человек на часах”

    • Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
    • Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
    • Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
    • Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
    • Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
    • Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.

  • Слайд 13

    Кто он - главный герой?

    • Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников"?

    В словаре В.И. Даля “пост" имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

    • Какие значения отражает фамилия героя?

    (И воинскую должность, и воздержание).

    • Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?

    Найдите и прочитайте в главе 4.

  • Слайд 14

     

    • Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи"?

    (приходил от криков, стонов “в оцепенение", “ В ужасе оглядывался", “…стал соображать, как спасти".)

  • Слайд 15

    Внутренний конфликт – «искушение»

    Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

    • …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
    • …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
    • …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
    • …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

  • Слайд 16

     

    Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:

    - спасти человека и нарушить воинскую присягу?
    - или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.

    Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

  • Слайд 17

     

    1. За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
    2. Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?

  • Слайд 18

     

    1. Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
    2. Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
    3. Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

  • Слайд 19

    И все довольны?

    • Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
    • Чем награждает Свиньин солдата?
    • Как принимает эту награду солдат?

  • Слайд 20

    Послесловие: мнение Владыки

    …наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…

    Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.

    … Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…

  • Слайд 21

    Из «Поучения Владимира Мономаха»

    мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.

  • Слайд 22

    В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»? 

    В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?

    Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее.

  • Слайд 23

    Каково отношение автора к произошедшему?

    • «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…

    Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»"

  • Слайд 24

    Подведём итоги

    Продолжите предложения:

    • Автор осуждает…

    (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)

    • Автор доволен тем, что…

    (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)

  • Слайд 25

     

    Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

  • Слайд 26

     

    «…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)

    Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?

  • Слайд 27

     

    Спасибо за работу

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд