Презентация на тему "О.Э. Мандельштам"

Презентация: О.Э. Мандельштам
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10-11 класса на тему "О.Э. Мандельштам" по литературе. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.79 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: О.Э. Мандельштам
    Слайд 1

    РАЗДЕЛ IIIВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

  • Слайд 2

    Мгновение соперничает лишь с вечностью, но больше всех часов и времен. Б.Л.Пастернак

  • Слайд 3

    Осип Эмильевич Мандельштам

    (1891-1938) Я так же беден, как природа, И так же прост, как небеса. О.Э.Мандельштам

  • Слайд 4

    Осип Эмильевич МандельштамУрок 1. «Родные тени культуры»

    Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше себя…

  • Слайд 5

    Поэзия Осипа Мандельштама в 11 классе.

    Урок I. «Родные тени культуры» Биография О.Э.Мандельштама 1891 – 1921 годы Мандельштам – акмеист. Статья «Утро акмеизма». Поэтика сборника «Камень». Стихотворения «Notre Dame» 1912г.; «Бессонница, Гомер, тугие паруса...» 1915г.;«Концерт на вокзале» 1921г.

  • Слайд 6

    Биография поэта

    Осип Мандельштам - один из самых загадочных и самых значительных русских поэтов XX века. Его раннее творчество относится к серебряному веку, а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода. Родился О.Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама. Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии). В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".  

  • Слайд 7

    Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму. В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем,что оно пусто".

  • Слайд 8

    Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством: "... с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке. Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества.

  • Слайд 9

    Автопортрет

    В поднятье головы крылатый Намек – но мешковат сюртук; В закрытье глаз, в покое рук – Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость - Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть.

  • Слайд 10

    «Notre Dame»

    Notre Dame — собор Парижской Богоматери - памятник ранней французской готики

  • Слайд 11

    «Notre Dame» 1912г.

    Докажите, что в стихотворении выражаются идеи акмеистов: мысль о красоте реального мира и новое отношение к поэтическому слову. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?       Воспользуйтесь необходимыми комментариями, чтобы понять I и II строфы. Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? Что особенного вы видите в расположении строф? Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения?

  • Слайд 12

    «Notre Dame»

    Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?       Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?      Проанализируйте контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.

  • Слайд 13

    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»1915г.

    Как раскрывается тематика античности в стихотворении? Одна из главных отличительных особенностей стихотворения – та, что оно направлено на внутренние чувства поэта. Докажите это. Как через описание реальности Мандельштам передает собственный эмоциональный мир? Как тема моря неразрывно связана с темой античности?

  • Слайд 14

    1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".«Концерт на вокзале» 1921г.

    «Чем тревожит и чем привлекает вас это стихотворение? Почему вторая строфа заканчивается строкой: „Я опоздал. Мне страшно. Это сон?“ Каким вы представляете себе вокзал? О какой „родной“, „милой“ тени идет речь в стихотворении? Кому обращен вопрос: „Куда же ты?“ Какие чувства вызывают слова „дрожит“ и „стеклянный“, повторяющиеся в разных строфах стихотворения? Как вы понимаете строку: „Горячий пар зрачки смычков слепит“? Почему в первой строфе утверждается: „...есть музыка над нами“, а в последней происходит прощание с ней: „В последний раз нам музыка звучит“?»

  • Слайд 15

    Урок 2. «Век-волкодав»1922 — 1938 годы.

  • Слайд 16

    Поэзия Осипа Мандельштама в 11 классе.

    Урок II. «Век-волкодав» Стихотворения"За гремучую доблесть грядущих веков..." 1931г., 1935г. «С миром державным» 1931г. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» 1930г.

  • Слайд 17

    1922 — 1938 годы."За гремучую доблесть грядущих веков..." 1931, 1935.

    Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно? Какая строчка в стихотворении является главной? Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

  • Слайд 18

    "За гремучую доблесть грядущих веков..." 1931, 1935.

    К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей? В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

  • Слайд 19

    «Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЁЗ»

  • Слайд 20

    Что связывает поэта с городом? Какую роль играет упоминание старого и нового названий города? Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?

  • Слайд 21

    Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт? С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей? Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность. Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком? Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?

  • Слайд 22

    Вывод

    В заключение хочется прочитать еще одно, пророческое, стихотворение Мандельштама: Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чертова? Как ее не вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного. Нрава он не был лилейного, И потому эта улица. Или, верней, эта яма, - Так и зовется по имени Этого Мандельштама.

  • Слайд 23

    Домашнее заданиеОтветить письменно на один из вопросов по выбору:

    1.В каких образах стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..." воплощено представление лирического героя о Петербурге 30-х годов? 2. Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама "Я вернулся в мой город знакомый до слёз..."? 3.Какие стихотворения русских поэтов затрагивают тему свободы личности и какие мотивы сближают её со стихотворением Мандельштама?

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    Прочитать стихи Марины Цветаевой «Легкомыслие! Милый грех…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «О, муза плача», «Мой Пушкин»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке