Презентация на тему "Литература начала XX века"

Презентация: Литература начала XX века
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Литература начала XX века" по литературе, включающую в себя 58 слайдов. Скачать файл презентации 2.68 Мб. Средняя оценка: 4.3 балла из 5. Для учеников 10-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Литература начала XX века
    Слайд 1

    Основные направления русской литературыXX столетия. Литература начала XX века.

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Революции

    Исторические потрясения начала 20века 1905 1917 Февральская буржуазно-демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция

  • Слайд 6

    Николай Бердяев

    «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

  • Слайд 7

    Девятнадцатый век ….  Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий.   Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой.   Осталось: знанье с тайной съединить. Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере .  (В.Брюсов)

  • Слайд 8

    Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком. 1895 – 1920 г.

  • Слайд 9

    Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

  • Слайд 10

    Начало эпохи 1890 год Николай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.

  • Слайд 11

    Разделение русской литературы на два направления Направления в литературе реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм декаданс

  • Слайд 12

    От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны». Декаданс (конец 19 — начало 20 вв.)

  • Слайд 13

    Декаданская лирика

    Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

  • Слайд 14

    Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется — я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, — То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

  • Слайд 15

    Критический реализм (XIX век – начало XX века)

    Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. Чехов Л.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин

  • Слайд 16

    Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда» Издательство «Знамя» открывает М. Горький Реализм (неореализм) А. Куприн М. Горький Л. Андреев И. Шмелёв И. Бунин

  • Слайд 17

    Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)

  • Слайд 18

    Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

  • Слайд 21

    Истоки русского символизма

    Франция 1860-70-е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер

  • Слайд 22

    Литературные манифесты

    1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация «расширение художественной впечатлительности» 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

  • Слайд 23

    Особенность поэтики

    Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины… Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир… белый – идеал, женственность, любовь, мечта… жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение… чёрный – тайна, двойственность… красный – кровь, катастрофа…

  • Слайд 24

    Символ

    образ, имеющий безграничное количество значений «Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза

  • Слайд 25

    Особенность мировосприятия

    Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями»(В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

  • Слайд 26

    Старшие символисты 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. Брюсов К. Бальмонт Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб

  • Слайд 27

    Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков

    Философия Владимира Соловьева …Мы подошли –и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. Иванов А. Белый А. Блок

  • Слайд 28

    Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность , противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России Младосимволисты

  • Слайд 29
  • Слайд 30

    1904-1905 годы.Русско-японская война

  • Слайд 31

    Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Литературный манифест

    Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма» 1913 год. Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» Статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»

  • Слайд 34

    Особенности поэтики

    Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих конкретную картину Не «зыбкие слова» , а слова «с более устойчивым содержанием» Жанр- мадригал Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими. Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.

  • Слайд 35

    Мировосприятие

    Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов. Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров К.М. Рерих «Заморские гости». 1901 «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё» (С. Городецкий)

  • Слайд 36

    Представители

    «Цех поэтов» Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий Акмеизм выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова

  • Слайд 37

    Кризис символизма.

    1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление , отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин. III. 1911 – 1920-е годы В Хлебников В. Маяковский И. Северянин

  • Слайд 38

    Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.Маяковский В.Хлебников И.Северянин 1912-1916 годы

  • Слайд 39

    Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Литературные манифесты

    Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 1912 год. «Пощечина общественному вкусу» «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности». Создают искусство заново

  • Слайд 42

    Пощечина общественному вкусу

    Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...

  • Слайд 43

    Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых,В. Маяковский, Виктор ХлебниковМосква. 1912. Декабрь

  • Слайд 44

    Эстетические принципы футуризма

    Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. Отношение к реальности: революционное преображение. Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. Близкий род искусства: живопись. 6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

  • Слайд 45

    Поэтика футуризма

    Эксперименты со структурой языка«заумь» Магический смысл звуков: [ч] – «оболочка чего-либо» - чулок, чашка, череп, чемодан… Конструирование новых слов (окказионализмы). Слова превращались в визуальные знаки

  • Слайд 46

    Мы дали образец иного звука и словосочетания:Дыр, бул, щыл,убещурскумвы со бур л эз(Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всейпоэзии Пушкина). Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

  • Слайд 47
  • Слайд 48
  • Слайд 49

    Основные особенности:

    Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности. Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров.

  • Слайд 50

    В. Маяковский Кубофутуризм В. Каменский Д. Бурлюк В. Хлебников В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

  • Слайд 51

    «Центрифуга»

    Б. Пастернак Н. Асеев М.Горький: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». К.Малевич «Супрематизм»

  • Слайд 52

    Эгофутуризм

    И. Северянин Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.

  • Слайд 53

    Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир

    В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

  • Слайд 54
  • Слайд 55

    Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. Имажинизм В. Шершеневич С. Есенин А. Мариенгоф

  • Слайд 56

    Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).

  • Слайд 57

    Николай Алексеевич Клюев 1884-1937гг. Орешин Пётр Васильевич 1887-1938гг. Есенин Сергей Александрович 1895-1925гг. Мы предутренние тучи, зори росные весны Н. Гумилёв Неокрестьянские поэты

  • Слайд 58

    Марина Ивановна Цветаева

    26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. Вне литературных стилей и направлений

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке