Презентация на тему "Правовые нормы журналистики"

Презентация: Правовые нормы журналистики
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Правовые нормы журналистики" по литературе. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.09 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Правовые нормы журналистики
    Слайд 1

    Лекция

    Правовые нормы журналистики 1

  • Слайд 2

    Правовые нормы тележурналистики 

    В 1990 г. Верховный Совет СССР принял первый Закон «Опечати и других средствах массовой информации». Несовер­шенства этого документа были частично устранены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Государ­ственной Думой 15 декабря 1994 г., 12 мая 1995 г. и 16 июня 1995 г. Главным принципом функционирования СМИ в правовом государстве является, как известно, свобода массовой информации. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., заложила этот принцип в часть 5 статьи 29, использовав краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». 2

  • Слайд 3

    конституция

    Согласно этой же статье Конституции каждому гражданину гарантируется «свобода мысли и слова» (ч. 1) и «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4). Среди конституционных гарантий свободы массовой инфор­мации следует назвать также признание идеологического разнообразия. Опыт тоталитарного прошлого дает все основания утверждать, что свобода массовой информации и связанный с нею информационный плюрализм логически несовместимы с идеологическим монополизмом, коммунистической моноидеологией, надолго превратившей нашу страну в тоталитарное государство. 3

  • Слайд 4

    Поэтому столь важное значение для обеспечения свободы массовой информации имеет ст. 13, гласящая: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 4

  • Слайд 5

    Тем поразительнее недосмотр советников Президента Российской Федерации, допустивших призыв Б.Н. Ельцина к тем, ктообеспечил его победу на выборах 1996 г., создать в течение роданекую государственную идеологию. Одно дело говорить о национальных ценностях, идеалах, приоритетах, другое — о национальной государственной идеологии. Если бы призыв Ельцина все-таки был осуществлен, это значило бы возрождение всего того, против чего так настойчиво и решительно боролся первый Президент России. 5

  • Слайд 6

    Конституционные гарантии

    В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие «фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей» (ч. 3 ст.41). Во время аварии на Чернобыльской АЭС подобной законодательной базы не существовало, что позволило властям длительное время преступно скрывать масштабы и возможные последствия трагедии. Впрочем, и через десять лет после Чернобыля не были опубликованы достоверные карты заражения, и, надо сказать, журналисты тоже не проявили должной настойчивости в реализации этого конституционного права. 6

  • Слайд 7

    Плагиат

    Укажем также на ч. 1 ст. 44, провозглашающую свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности. Вы вольны творить, сообразуясь с собственными убеждениями; все, что вами создано, принадлежит только вам. Но то, что создан, другими, ни при каких обстоятельствах не может быть ваши для честного журналиста недопустим не только откровенный плагиат, но и косвенные формы заимствований: использовании, чужих тем, образов и сравнений, «перепев» мыслей, идей, сюжетных ходов, придуманных другими журналистами. 7

  • Слайд 8

    Конституция

    В Конституции изложены основные положения государственного устройства. Более подробно та или иная сфер жизнедеятельности общества регламентируется соответствующими законами. Задолго до начала практической работы в органах массовой информации будущим журналистам необходим, внимательно изучить Закон «О средствах массовой информации», многие его статьи и положения знать, что называете как таблицу умножения. Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова выпускаемая продукция, что так, редакция и кто такой журналист. В Ст. 1 подчеркивается, что Российской Федерации «не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных- законодательством, поиск, получение, производство и распространение массовой информации учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, распространение продукции средств массовой информации ... ». 8

  • Слайд 9

    законы

    Хотите выпускать газету, открыть новую радиостанцию или телекомпанию. Закон разрешает это каждому желающему при соблюдении закона. Каковы эти условия, рассказывает втора глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем ((гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган)) - ст. 7), как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст. 13) либо прекращение и приостановление, деятельности СМИ (ст. 16). Деятельность средства массовой информации может быт прекращена или приостановлена только по решению учредителя, либо суда. Основанием для судебного решения являются, неоднократные нарушения редакцией СТ. 4 Закона о СМИ. Это статья - одно из дополнений к первоначальному тексту закона, и называется она так «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». 9

  • Слайд 10

    Закон запрещает использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайн» (вот она - лазейка для тех самых чиновников и хозяйственных руководителей, которые под предлогом законной тайны укрывают сведения о загрязнении окружающей среды и многое другое, о чем общественности, налогоплательщикам следует знать). Запрещено использование СМИ «для призыва к захвату, власти, насильственному изменению конституционного строя, целостности государства, разжигания национальной, клас­совой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для " пропаганды войны». 10

  • Слайд 11

    закон

    Закон уже есть, но пользоваться им по-настоящему у нас еще не умеют. Весь перечисленный в предыдущем абзаце «будут самым явным образом фигурировал практически в каждом выпуске «Газеты духовной оппозиции» - «День». После неоднократных письменных предупреждений Министерства печати в соответствии со ст. 16 Закона о СМИ судом в порядке граж­данского судопроизводства было принято решение о прекращении издания. Тот же учредитель немедленно зарегистрировало газету «Завтра»; И та же редакция под руководством того главного редактора в том же оформлении и - увы - с тем 1. содержанием продолжила выпуск крайне агрессивного, злобного издания, явно злоупотребляющего свободой массовой информации. 11

  • Слайд 12

    законы

    Та же статья закона запрещает «распространение nередач, nроnагандирующихnорнографuю, культ насилия и жестокости). Думается, эта формулировка нуждается в некото­ром уточнении. Судите сами: распространять нельзя, а произносить можно? Указание на распространение передач подчеркивает ответственность электронной прессы, а как это относит­ся к печатной периодике? В то же время еще одно дополнение к закону, сформулировавшее в последнем абзаце этой статьи, представляется крайне актуальным и своевременным: «Запрещается исnолъзование в теле, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерныхфайлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к cneциальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье» 12

  • Слайд 13

    воздействие

    Речь идет о пресловутом психотропном воздействии, существование которого пока проблематично, и весьма конкретных рекламных ухищрениях, когда при демонстрации фильмов включают «линий» двадцать пятый кадрик, не воспринимаемый зрением, но действующий на подсознание. Запомните, что во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя, редакции, оговариваются их права и обязанности, фиксируемые в редакционном уставе либо договоре, заключаемом между ними. Здесь, к сожалению, почти не прописана правовая база взаимоотношений собственника и творческого коллектива, что, как мы помним, острейшей форме выявилось во время известных событий вокруг НТВ, «ТВ-6 Москва», ТВС. 13

  • Слайд 14

    3-я глава закона

    В третьей главе Закона о СМИ речь идет о распространении массовой информации. Обратите внимание на ст. 27, где перечисляются обязательные выходные данные любого печатного издания, радио- и телепрограммы. Среди дополнений этой главе - С.Т. 30 и 31 - важные для тележурналистов, поскольку речь в них идет о Федеральной комиссии по телерадиовещанию и выдаче лицензий на вещание. 14

  • Слайд 15

    глушилки

    Памятуя о «глушилках», перекрывавших ранее вещании таких радиостанций, как «Голос Америки», «Немецкая волна», «Свободная Европа» и т.п., обратите внимание на СТ. 33, где говорится: «Создание искусственных помех, nреnятствующuх уверенному приему радио, телепрограмм влечет ответственность в соответствии с законодательством». Если же слушать радио или смотреть телепрограммы вам мешают так называемые индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процесс е хозяйственной деятельности, имейте в виду, что законом предусмотрено устранение также помех за счет лиц, владеющих источником искусственных помех. 15

  • Слайд 16

    Главы: IV

    Главы: IV - «Отношения средств массовой информацuu гражданами и организациями», V - «Права и обязанности журналиста» и VI - «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации» - нужно было бы привести целиком, ибо каждая статья здесь имеет принципиальное значение для каждодневной работы любого журналиста. самое главное ­- Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельнocmu государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, - гласит СТ. 38: 16

  • Слайд 17

    законы

    «Государственные органы и организации, общественные о6ъединения, их должностные лица, - предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения прессконференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах». 17

  • Слайд 18

    Выступая на Форуме демократической прессы 1 сентября

    1995 г., Президент России Б.R. Ельцин говорил о том, что многие государственные органы скрывают от журналистов общественнозначимую информацию, требовал повысить информационную открытость властных структур. Ничего нового журналам Президент не сказал, но сам факт обращения главы государства к этой теме свидетельствует об остроте проблемы. Никто не оспаривает права государства засекречивать некие сведения, составляющие государственную или военную тайну, равно как понятно желание коммерсантов не разглашать тайну коммерческую. Но как часто требуемая журналистом информация к тайнам никакого отношения не имеет! Более того, обнародование таких сведений является обязанностью должностных лиц В тоже время сами журналисты плохо знают свои права и не умеют их отстаивать. Жалоб на то, что журналистам не дают необходимых для подготовки материалов сведений множество но до сих пор ни одно должностное лицо не было привлечено к ответственности за отказ в предоставлении информации. 18

  • Слайд 19

    В соответствии с законом журналист uмeeт право:

    искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; производить записи, в том числе с использованием ауди- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 19

  • Слайд 20

    В соответствии с законом журналист uмeeт право:

    посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью; отказаться от подготовки за своей подписью материал, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки. 20

  • Слайд 21

    Закон о СМИ оговаривает ,также обязанности журналов

    проверять достоверность сообщаемой им информации; указывать на источник информации либо сохранять конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал; получать. согласие на распространение сведении о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходим для защиты общественных интересов); ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом); при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение.           21

  • Слайд 22

    Государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

    В то же время закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распрост­ранение информации с целью опорочить кого-то исключительностью признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими у учреждениями. 22

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке