Презентация на тему "Художник и сказка" 5 класс

Презентация: Художник и сказка
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Художник и сказка" по ИЗО (изобразительное искусство). Состоит из 29 слайдов. Размер файла 3.78 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Художник и сказка
    Слайд 1

    Художник и сказка МБОУ гимназия № 18 города КраснодараНикулина Маргарита Владиславовна

  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Третьяков В.М.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Васнецов В.М.

  • Слайд 7

    В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт.

  • Слайд 8

    В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

  • Слайд 9

    В.М. Васнецов. Три царевны подземного царства.

  • Слайд 10

    В.М. Васнецов. Богатыри.

  • Слайд 11

    В.М. Васнецов. Алёнушка.

  • Слайд 12

    В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке.

  • Слайд 13

    Художник и сказка

  • Слайд 14

    В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт.

  • Слайд 15

    I

  • Слайд 16

    Сказка: «Иван-царевич и Серый волк»

  • Слайд 17

    В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке.

  • Слайд 18

    Сказка:«Иван-царевич и Серый волк»

    Картина:«Иван-царевич на Сером Волке»

  • Слайд 19

    В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке.

  • Слайд 20

    Фрагмент №1

    …Сел Иван-царевич на волка верхом и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…

  • Слайд 21

    Фрагмент №2

    …Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…

  • Слайд 22

    Фрагмент №3

    …Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону…

  • Слайд 23

    В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке.

  • Слайд 24

    В.М. Васнецов. Алёнушка.

  • Слайд 25

    Сказка:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Картина:«Алёнушка»

  • Слайд 26

    В.М. Васнецов. Алёнушка.

  • Слайд 27

    I

  • Слайд 28

    В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт.

  • Слайд 29

    Художник и сказка

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 18

муниципального образования город Краснодар

«ХУДОЖНИК И СКАЗКА»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель НИКУЛИНА М.В.

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с творчеством художника

В.М. Васнецова, историей Третьяковской галереи.

2. Развивать связную речь, познавательную и творческую

деятельность, обогащать словарь, расширять кругозор.

3. Воспитывать любовь к искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедийная презентация

репродукции картин, находящихся в Третьяковской галерее

портреты П.М. Третьякова, В.М. Васнецова, А.С.Пушкина

музыкальный центр, аудиокассета, рояль

мольберт

подсвечники, свечи

костюмы для Учёного кота, Серого Волка, Алёнушки,

ХОД ВЕЧЕРА

Слайд № 1. «Третьяковская галерея. Художник и сказка»

Звучит тихо музыка № 97. Зажигаются свечи на столах, за которыми сидят участники вечера.

Слайды № 2-3. «Третьяковская галерея»

Ведущий: - В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой, стоит необыкновенный дом. Всякий день тысячи людей спешат туда. И каждого гостя в этом доме встречают радушно, как дорого гостя. Здесь живут картины. А называется этот дом Третьяковская галерея.

Слайд № 4. «Портрет П.М. Третьякова»

Ведущий: - В девятнадцатом столетии в Москве жил купец Павел Михайлович Третьяков. Он был хорошо образован, очень увлекался живописью. Своё богатство Павел Михайлович решил употребить на пользу народа… Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны лучшие творения художников этих стран, думал Третьяков. Пора и нам иметь такой же. В 1856 году Павел Михайлович купил две русские картины. С них и началась галерея.

Ведущий: - Собрание картин быстро росло. А планы у Третьякова были громадные. И он начал пристраивать к своему дому новые помещения – только для картин.

Русские художники бывали счастливы, когда их картина попадала в галерею к Третьякову.

Слайд № 5. «Третьяковская галерея»

Ведущий: - Сегодня мы мысленно побываем в Третьяковской галерее, в васнецовском зале, где живут картины великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрим некоторые из них. Творчество этого художника стало вершиной русского искусства 19-го века.

Слайд № 6. «Автопортрет В.М. Васнецова»

Ведущий: - Детские годы Виктора Михайловича прошли в живописном селе Рябово Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами под шум дремучих деревьев, будущий художник услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах, посредством которых он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».

Ведущий: - Сюжеты русских народных сказок привлекали многих русских художников, писателей, поэтов… Этой теме особенно много внимания уделял в своем творчестве живописец Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин художник-сказочник создаёт такие картины, как (слайд № 7) «Ковер-самолёт», (слайд № 8) «Витязь на распутье», (слайд № 9) «Три царевны подземного царства», (слайд № 10) «Богатыри», (слайд № 11) «Алёнушка», (слайд № 12) «Иван-царевич на Сером Волке».

Слайд № 13. «Художник и сказка».

Ведущий: - Ребята, как вы думаете с помощью какого сказочного летающего предмета можно очень быстро перенестись в сказочный мир? (Ответы учащихся) Совершено верно!

Слайд № 14. «Картина В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт».

Звучит тихо музыка «№ 73».

Ведущий: - Посмотрите! На экране картина Виктора Михайловича «Ковёр-самолёт». И так, устраивайтесь поудобнее! Неси нас чудо ковёр-самолёт в волшебный мир сказки!!!

Музыка «№ 73» звучит громче. (Учащиеся рассматривают картину на экране до окончания мелодии.)

Слайд № 15. «Лукоморье»

Выходят учащиеся, читают стихотворение А.С. Пушкина под

музыку № 36.

Учащиеся: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках, перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там девица тужит,

А серый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух... Там Русью пахнет!

Музыка «№ 36» остонавливается.

Ведущий: - Конечно же, вы узнали эти знаменитые строки. Назовите автора.(Ответы учащихся).

Ведущий (подходит к картине «…………………………………........................»): - Верно, это начало поэмы «Руслан и Людмила» прекрасного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он как будто околдовывает нас заповедной сказочной и придуманной им страной. А называется эта страна … (Ответы учащихся)

Музыка «№ 36» продолжает звучать и

появляется Учёный Кот.

Кот: - Здравствуйте, дорогие гости! Надеюсь, вы меня узнали?! (Ответы).

- Тогда скажите, кто я? (Ответы).

- Ах, какие вы начитанные, мррр! Добро пожаловать, в сказочный мир «Лукоморье»!

- И вот вам первое задание: послушайте отрывок и назовите эту сказку:

«… Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) полезай через стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят. (2)Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт. (4) Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. (5)Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!..»

- И так, это сказка… (Ответы).

Ведущий: - Ребята, давайте все вместе скажем: «Это сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Слайд № 16. «Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Кот: - А какая это сказка, мррр? (Сказка «Иван-царевич и серый волк» русская народная сказка).

- А какие еще есть сказки? (Авторские сказки, сказки других народов).

- Ах, какие вы начитанные, мррр!

- Тогда, вот вам второе задание: с помощью движения рук, проиллюстрируйте этот отрывок.

Ведущий: - Вот так задание! Ребята, что же вы будете делать? Но мне кажется я могу вам помочь! Т-ссс!

- Уважаемый господин Учёный Кот! Позвольте обратиться к Вам с нижайшей просьбой?

Кот : - Слушаю Вас, сударыня!

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот! Разрешите мне и Елене Константиновне, помочь ребятам в иллюстрировании этого фрагмента сказки?

Кот: - Мрр! Как можно отказать такой весьма вежливой особе, хоть у неё и нет хвоста?! Ну, что ж, разрешаю!

Ведущий: - Ребята, внимание! Смотрите на меня и повторяйте за мной!

Звучит музыка «№ 40».

Е.К. читает текст, М.В. иллюстрирует с помощью движения рук фрагмент сказки.

Движения :

указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» - раздвинутым пальцам левой руки.

пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко.

с помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюёт зёрна.

с помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются.

руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот, мы справились с вашим вторым заданием?

Кот: - Мррр! Принимается!

Слайд № 17. «Иван-царевич на Сером Волке»

И так, перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Слайд № 18.

«Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Картина – «Иван-царевич на Сером Волке».

Кот: - Чем отличаются названия картины и сказки? Мррр! (Ответы).

- Почему в названии картины использован не союз и , как бы соединяющий героев, а предлог на ? (Ответ: предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).

- Почему, мррр, слова Серый Волк в названии картины написаны с заглавных букв? (Ответ: слова Серый Волк написаны с заглавных букв, потому что Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван- царевич).

- Ах, какие вы грамотные, мррр!

Слайд № 19. «Иван-царевич на Сером Волке»

- В таком случае вы достойны третьего задания! Вам необходимо выбрать один фрагмент сказки из трёх, тот, который более всего соотносится с картиной. Мрр! Внимание на экран!

Слайд № 20. (Учащиеся читают)

Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Слайд № 21.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Слайд № 22.

Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

Слайд № 23. «Иван-царевич на Сером Волке»

Кот: - И так, какой фрагмент сказки, наиболее соответствует картине? (Ответы).

- Мррр! Какие вы умные! И с третьим заданием справились!

Ведущий: - Ребята, рассмотрите картину.

Звучит тихо музыка «№ 82».

Ведущий (читает второй фрагмент сказки, в более полном варианте, выделяя слово, передающее основное настроение фрагмента):

«...Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему :

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

(Музыка «№ 82» звучит немного громче).

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…».

Музыка «№ 82» звучит более громко. Учащиеся рассматривают картину.

Ведущий: - Какие чувства вызвала у вас эта картина? Для ответа можете использовать словарь настроений.

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Ответ: Да, можно. Потому что иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания.)

- Какова основная мысль картины? Какое слово из фрагмента сказки можно использовать для ответа? (Ответ: Основная мысль картины погоня.)

Ведущий: - Верно. Особенности живописного полотна позволяют нам это утверждать. Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди – неизвестность, позади – возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком. Герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

Ведущий: - Назовите главных персонажей картины. (Ответы).

- Иван-царевич какой? Для ответов можете использовать таблицу лексического словаря. (Смелый, храбрый, красивый).

- Что делает Иван-царевич? (Сидит верхом на Сером Волке, крепко держит Елену Прекрасную, с тревогой глядит назад).

- Елена Прекрасная какая?(Прекрасная, испуганная, задумчивая,покорная)

- Что делает Елена Прекрасная? (Сидит на спине Серого Волка, в объятиях Ивана-царевича).

- Серый Волк какой? (сказочный, волшебный, мудрый, целеустремленный)

- Что делает Серый Волк? (Как бы летит над болотом, несет на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную, смотрит вперёд, так, что как будто видит то, что ждёт героев).

Кот: - Превосходно! Мррр! Превосходно!

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот! А не могли бы вы показать нам какое-нибудь волшебство?

Кот: - Мррр! Волшебство?! Ну, что ж, дорогие гости, повторяйте все за мной! (Берет в руки книгу).

- Сказка, сказка, к нам приди!

Серый Волк, оживи! (3 раза).

Звучит музыка «Погоня», врывается учащийся в костюме Серого Волка, инсценирует погоню, останавливается слева у картины.

Музыка «Погоня» звучит тише.

Серый Волк: - Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу – Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперёд, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды!

Музыка звучит громче, Серый Волк мчится дальше и исчезает.

Кот раскланивается. Учащиеся аплодируют.

Слайд №24. «Алёнушка»

Кот: - А теперь обратите внимание на другую картину Виктора Михайловича Васнецова. Она поможет нам побывать в другой русской народной сказке… Кто догадался по мотивам какой сказки художник написал эту картину? (Эта картина написана художником по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

- Верно. Кто знает название этой картины? (Эта картина Виктора Михайловича Васнецова называется «Алёнушка».)

Слайд № 25.

Сказка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Картина – «Алёнушка».

Слайд № 26. «Алёнушка».

Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка в исполнении Т.А. Коротких, дети рассматривают картину.

Ведущий: - Почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Алёнушка – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)

- Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)

- В какой позе изобразил её художник? (Алёнушка склонила голову, ей грустно. Она о чём-то печалится, смотрит на воду.)

- Но вспомните, а был ли в сказке такой момент, когда Алёнушка так печально сидела у пруда? (Нет в сказке всё было наоборот. Это Иванушка, превратившись в козлёночка, прибегал к омуту, звал Алёнушку, потому что туда злая ведьма бросила его сестрицу.)

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Картина не является иллюстрацией к сказке. Здесь нет ни козлёночка, ни ведьмы. ).

Кот: - А сейчас настало время для волшебства. (Берёт книгу)

Сказка, сказка, к нам приди!

Алёнушка, оживи! ( 3 раза).

Под музыку появляется учащаяся в костюме Алёнушки, садится, наклонив голову, и исполняет песню на слова С. Стромилова «То не ветер ветку клонит…».

Кот: - Как вам кажется, какое настроение в этой песне хотел передать нам автор? (Грустное, печальное).

- А какое у Алёнушки настроение? Можете воспользоваться словарем настроений. (Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная).

Учащаяся в роли Алёнушки уходит.

Ведущий: - Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картину, вы слышите что-нибудь?.. Нет, вокруг тишина. Как художник по​казал нам, что девочка горюет? Посмотрите на то, как она сидит. Она сидит, опус​тив голову, у нее босые ноги, растрепанные во​лосы, порванное платьице. Она как будто не чувствует холода. Все ее мысли заняты чем-то печальным. Как вы думаете, утро или вечер изо​бразил на картине Васнецов? (Ответы детей.)

- Правильно, вечер. Наверное, он это сделал для того, чтобы еще больше подчеркнуть настроение девочки. Скоро наступит ночь, а она одна. Од​нако ей сочувствуем не только мы, но и сама природа. Птички сзади на ветке опустили свои головки. Ветви деревьев и даже травинки тоже склонились к земле, листья тихо падают в воду. Кажется, что этот темный лес не угрожает Але​нушке, а охраняет ее. Даже сам художник жалеет свою героиню. Ведь он называет ее ласково — Аленушка, словно ус​покаивая. Виктор Михайлович Васнецов в этой своей работе не старался в точности передать историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. «Алёнушка» - любимая картина Васнецова, в которой он сострадает своей героине…

А хотели бы и вы тоже ей помочь? (Ответы.)

Ведущий: - Действиями мы конечно же, не сможем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, как успокоили бы её. (Ответы.)

Учащийся: Ты не плачь, не плачь, Алёнушка,

Слезы горькие не лей,

Над землей восходит солнышко,

Мир становится светлей.

Слайд № 27. «Лукоморье».

Кот: - Мрр! Восхитительно! Какие вы замечательные, добрые ребята! Но настало время расставаться. Вам пора возвращаться!

Слайд № 28. «Ковёр-самолёт»

Музыка «№ 73».

- Ковёр-самолёт унесет вас обратно! Прощайте! Не поминайте лихом! (Уходит)

Слайд № 29. «Художник и сказка»

Музыка «№ 97».

Ведущий: - Вот и подошла наша встреча со сказкой, с прекрасным. Мы узнали больше и о картинах, и о художнике В.М. Васнецове, и о Третьяковской галерее – самом лучшем собрании русских картин…

Ребята, попробуйте сформулировать своё отношение к этой встрече. (Ответы).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 18

муниципального образования город Краснодар

«ХУДОЖНИК И СКАЗКА»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель НИКУЛИНА М.В.

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с творчеством художника

В.М. Васнецова, историей Третьяковской галереи.

2. Развивать связную речь, познавательную и творческую

деятельность, обогащать словарь, расширять кругозор.

3. Воспитывать любовь к искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедийная презентация

репродукции картин, находящихся в Третьяковской галерее

портреты П.М. Третьякова, В.М. Васнецова, А.С.Пушкина

музыкальный центр, аудиокассета, рояль

мольберт

подсвечники, свечи

костюмы для Учёного кота, Серого Волка, Алёнушки,

ХОД ВЕЧЕРА

Слайд № 1. «Третьяковская галерея. Художник и сказка»

Звучит тихо музыка № 97. Зажигаются свечи на столах, за которыми сидят участники вечера.

Слайды № 2-3. «Третьяковская галерея»

Ведущий: - В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой, стоит необыкновенный дом. Всякий день тысячи людей спешат туда. И каждого гостя в этом доме встречают радушно, как дорого гостя. Здесь живут картины. А называется этот дом Третьяковская галерея.

Слайд № 4. «Портрет П.М. Третьякова»

Ведущий: - В девятнадцатом столетии в Москве жил купец Павел Михайлович Третьяков. Он был хорошо образован, очень увлекался живописью. Своё богатство Павел Михайлович решил употребить на пользу народа… Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны лучшие творения художников этих стран, думал Третьяков. Пора и нам иметь такой же. В 1856 году Павел Михайлович купил две русские картины. С них и началась галерея.

Ведущий: - Собрание картин быстро росло. А планы у Третьякова были громадные. И он начал пристраивать к своему дому новые помещения – только для картин.

Русские художники бывали счастливы, когда их картина попадала в галерею к Третьякову.

Слайд № 5. «Третьяковская галерея»

Ведущий: - Сегодня мы мысленно побываем в Третьяковской галерее, в васнецовском зале, где живут картины великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрим некоторые из них. Творчество этого художника стало вершиной русского искусства 19-го века.

Слайд № 6. «Автопортрет В.М. Васнецова»

Ведущий: - Детские годы Виктора Михайловича прошли в живописном селе Рябово Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами под шум дремучих деревьев, будущий художник услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах, посредством которых он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».

Ведущий: - Сюжеты русских народных сказок привлекали многих русских художников, писателей, поэтов… Этой теме особенно много внимания уделял в своем творчестве живописец Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин художник-сказочник создаёт такие картины, как (слайд № 7) «Ковер-самолёт», (слайд № 8) «Витязь на распутье», (слайд № 9) «Три царевны подземного царства», (слайд № 10) «Богатыри», (слайд № 11) «Алёнушка», (слайд № 12) «Иван-царевич на Сером Волке».

Слайд № 13. «Художник и сказка».

Ведущий: - Ребята, как вы думаете с помощью какого сказочного летающего предмета можно очень быстро перенестись в сказочный мир? (Ответы учащихся) Совершено верно!

Слайд № 14. «Картина В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт».

Звучит тихо музыка «№ 73».

Ведущий: - Посмотрите! На экране картина Виктора Михайловича «Ковёр-самолёт». И так, устраивайтесь поудобнее! Неси нас чудо ковёр-самолёт в волшебный мир сказки!!!

Музыка «№ 73» звучит громче. (Учащиеся рассматривают картину на экране до окончания мелодии.)

Слайд № 15. «Лукоморье»

Выходят учащиеся, читают стихотворение А.С. Пушкина под

музыку № 36.

Учащиеся: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках, перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там девица тужит,

А серый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух... Там Русью пахнет!

Музыка «№ 36» остонавливается.

Ведущий: - Конечно же, вы узнали эти знаменитые строки. Назовите автора.(Ответы учащихся).

Ведущий (подходит к картине «…………………………………........................»): - Верно, это начало поэмы «Руслан и Людмила» прекрасного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он как будто околдовывает нас заповедной сказочной и придуманной им страной. А называется эта страна … (Ответы учащихся)

Музыка «№ 36» продолжает звучать и

появляется Учёный Кот.

Кот: - Здравствуйте, дорогие гости! Надеюсь, вы меня узнали?! (Ответы).

- Тогда скажите, кто я? (Ответы).

- Ах, какие вы начитанные, мррр! Добро пожаловать, в сказочный мир «Лукоморье»!

- И вот вам первое задание: послушайте отрывок и назовите эту сказку:

«… Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) полезай через стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят. (2)Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт. (4) Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. (5)Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!..»

- И так, это сказка… (Ответы).

Ведущий: - Ребята, давайте все вместе скажем: «Это сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Слайд № 16. «Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Кот: - А какая это сказка, мррр? (Сказка «Иван-царевич и серый волк» русская народная сказка).

- А какие еще есть сказки? (Авторские сказки, сказки других народов).

- Ах, какие вы начитанные, мррр!

- Тогда, вот вам второе задание: с помощью движения рук, проиллюстрируйте этот отрывок.

Ведущий: - Вот так задание! Ребята, что же вы будете делать? Но мне кажется я могу вам помочь! Т-ссс!

- Уважаемый господин Учёный Кот! Позвольте обратиться к Вам с нижайшей просьбой?

Кот : - Слушаю Вас, сударыня!

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот! Разрешите мне и Елене Константиновне, помочь ребятам в иллюстрировании этого фрагмента сказки?

Кот: - Мрр! Как можно отказать такой весьма вежливой особе, хоть у неё и нет хвоста?! Ну, что ж, разрешаю!

Ведущий: - Ребята, внимание! Смотрите на меня и повторяйте за мной!

Звучит музыка «№ 40».

Е.К. читает текст, М.В. иллюстрирует с помощью движения рук фрагмент сказки.

Движения :

указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» - раздвинутым пальцам левой руки.

пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко.

с помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюёт зёрна.

с помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются.

руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот, мы справились с вашим вторым заданием?

Кот: - Мррр! Принимается!

Слайд № 17. «Иван-царевич на Сером Волке»

И так, перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Слайд № 18.

«Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Картина – «Иван-царевич на Сером Волке».

Кот: - Чем отличаются названия картины и сказки? Мррр! (Ответы).

- Почему в названии картины использован не союз и , как бы соединяющий героев, а предлог на ? (Ответ: предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).

- Почему, мррр, слова Серый Волк в названии картины написаны с заглавных букв? (Ответ: слова Серый Волк написаны с заглавных букв, потому что Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван- царевич).

- Ах, какие вы грамотные, мррр!

Слайд № 19. «Иван-царевич на Сером Волке»

- В таком случае вы достойны третьего задания! Вам необходимо выбрать один фрагмент сказки из трёх, тот, который более всего соотносится с картиной. Мрр! Внимание на экран!

Слайд № 20. (Учащиеся читают)

Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Слайд № 21.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Слайд № 22.

Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

Слайд № 23. «Иван-царевич на Сером Волке»

Кот: - И так, какой фрагмент сказки, наиболее соответствует картине? (Ответы).

- Мррр! Какие вы умные! И с третьим заданием справились!

Ведущий: - Ребята, рассмотрите картину.

Звучит тихо музыка «№ 82».

Ведущий (читает второй фрагмент сказки, в более полном варианте, выделяя слово, передающее основное настроение фрагмента):

«...Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему :

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

(Музыка «№ 82» звучит немного громче).

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…».

Музыка «№ 82» звучит более громко. Учащиеся рассматривают картину.

Ведущий: - Какие чувства вызвала у вас эта картина? Для ответа можете использовать словарь настроений.

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Ответ: Да, можно. Потому что иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания.)

- Какова основная мысль картины? Какое слово из фрагмента сказки можно использовать для ответа? (Ответ: Основная мысль картины погоня.)

Ведущий: - Верно. Особенности живописного полотна позволяют нам это утверждать. Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди – неизвестность, позади – возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком. Герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

Ведущий: - Назовите главных персонажей картины. (Ответы).

- Иван-царевич какой? Для ответов можете использовать таблицу лексического словаря. (Смелый, храбрый, красивый).

- Что делает Иван-царевич? (Сидит верхом на Сером Волке, крепко держит Елену Прекрасную, с тревогой глядит назад).

- Елена Прекрасная какая?(Прекрасная, испуганная, задумчивая,покорная)

- Что делает Елена Прекрасная? (Сидит на спине Серого Волка, в объятиях Ивана-царевича).

- Серый Волк какой? (сказочный, волшебный, мудрый, целеустремленный)

- Что делает Серый Волк? (Как бы летит над болотом, несет на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную, смотрит вперёд, так, что как будто видит то, что ждёт героев).

Кот: - Превосходно! Мррр! Превосходно!

Ведущий: - Уважаемый господин Учёный Кот! А не могли бы вы показать нам какое-нибудь волшебство?

Кот: - Мррр! Волшебство?! Ну, что ж, дорогие гости, повторяйте все за мной! (Берет в руки книгу).

- Сказка, сказка, к нам приди!

Серый Волк, оживи! (3 раза).

Звучит музыка «Погоня», врывается учащийся в костюме Серого Волка, инсценирует погоню, останавливается слева у картины.

Музыка «Погоня» звучит тише.

Серый Волк: - Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу – Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперёд, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды!

Музыка звучит громче, Серый Волк мчится дальше и исчезает.

Кот раскланивается. Учащиеся аплодируют.

Слайд №24. «Алёнушка»

Кот: - А теперь обратите внимание на другую картину Виктора Михайловича Васнецова. Она поможет нам побывать в другой русской народной сказке… Кто догадался по мотивам какой сказки художник написал эту картину? (Эта картина написана художником по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

- Верно. Кто знает название этой картины? (Эта картина Виктора Михайловича Васнецова называется «Алёнушка».)

Слайд № 25.

Сказка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Картина – «Алёнушка».

Слайд № 26. «Алёнушка».

Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка в исполнении Т.А. Коротких, дети рассматривают картину.

Ведущий: - Почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Алёнушка – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)

- Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)

- В какой позе изобразил её художник? (Алёнушка склонила голову, ей грустно. Она о чём-то печалится, смотрит на воду.)

- Но вспомните, а был ли в сказке такой момент, когда Алёнушка так печально сидела у пруда? (Нет в сказке всё было наоборот. Это Иванушка, превратившись в козлёночка, прибегал к омуту, звал Алёнушку, потому что туда злая ведьма бросила его сестрицу.)

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Картина не является иллюстрацией к сказке. Здесь нет ни козлёночка, ни ведьмы. ).

Кот: - А сейчас настало время для волшебства. (Берёт книгу)

Сказка, сказка, к нам приди!

Алёнушка, оживи! ( 3 раза).

Под музыку появляется учащаяся в костюме Алёнушки, садится, наклонив голову, и исполняет песню на слова С. Стромилова «То не ветер ветку клонит…».

Кот: - Как вам кажется, какое настроение в этой песне хотел передать нам автор? (Грустное, печальное).

- А какое у Алёнушки настроение? Можете воспользоваться словарем настроений. (Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная).

Учащаяся в роли Алёнушки уходит.

Ведущий: - Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картину, вы слышите что-нибудь?.. Нет, вокруг тишина. Как художник по​казал нам, что девочка горюет? Посмотрите на то, как она сидит. Она сидит, опус​тив голову, у нее босые ноги, растрепанные во​лосы, порванное платьице. Она как будто не чувствует холода. Все ее мысли заняты чем-то печальным. Как вы думаете, утро или вечер изо​бразил на картине Васнецов? (Ответы детей.)

- Правильно, вечер. Наверное, он это сделал для того, чтобы еще больше подчеркнуть настроение девочки. Скоро наступит ночь, а она одна. Од​нако ей сочувствуем не только мы, но и сама природа. Птички сзади на ветке опустили свои головки. Ветви деревьев и даже травинки тоже склонились к земле, листья тихо падают в воду. Кажется, что этот темный лес не угрожает Але​нушке, а охраняет ее. Даже сам художник жалеет свою героиню. Ведь он называет ее ласково — Аленушка, словно ус​покаивая. Виктор Михайлович Васнецов в этой своей работе не старался в точности передать историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. «Алёнушка» - любимая картина Васнецова, в которой он сострадает своей героине…

А хотели бы и вы тоже ей помочь? (Ответы.)

Ведущий: - Действиями мы конечно же, не сможем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, как успокоили бы её. (Ответы.)

Учащийся: Ты не плачь, не плачь, Алёнушка,

Слезы горькие не лей,

Над землей восходит солнышко,

Мир становится светлей.

Слайд № 27. «Лукоморье».

Кот: - Мрр! Восхитительно! Какие вы замечательные, добрые ребята! Но настало время расставаться. Вам пора возвращаться!

Слайд № 28. «Ковёр-самолёт»

Музыка «№ 73».

- Ковёр-самолёт унесет вас обратно! Прощайте! Не поминайте лихом! (Уходит)

Слайд № 29. «Художник и сказка»

Музыка «№ 97».

Ведущий: - Вот и подошла наша встреча со сказкой, с прекрасным. Мы узнали больше и о картинах, и о художнике В.М. Васнецове, и о Третьяковской галерее – самом лучшем собрании русских картин…

Ребята, попробуйте сформулировать своё отношение к этой встрече. (Ответы).

Скачать конспект

Сообщить об ошибке