Презентация на тему "Русская культура Серебряного века"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Русская культура Серебряного века" помогает познакомить с русской культурой, дать определение понятия Серебряный век, развить образное мышление. Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства.

Краткое содержание

  1. Цели урока
  2. Серебряный век
  3. Временные рамки Серебряного века
  4. Выступления учащихся
  5. Выводы, запись в тетради
  6. Литературные направления
  7. Вывод
  8. Домашнее задание

Содержание

  • Слайд 1

    Литература 11 класс

    Учитель - Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41.

  • Слайд 2

    Русская культура Серебряного века

    Вступительный урок по теме.

  • Слайд 3

    Цели урока

    • Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков
    • Дать определение понятия Серебряный век
    • Развитие образного мышления
    • Воспитание духовно-нравственных ценностей

  • Слайд 4

    «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

    • Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
    • Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

  • Слайд 5

    Серебряный век

    Ассоциативная цепочка:

    • Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…

    Особый мир – возвышенный и прекрасный

  • Слайд 6

    Временные рамки Серебряного века

    • Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
    • Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
    • Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)
    • Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)

  • Слайд 7

    Первая учебная ситуация

    • Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
    • Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

  • Слайд 8

    Выступления учащихся. Историк

    • 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте
    • 1894 – начало царствования Николая П
    • С 1902 г. – массовое создание политических партий
    • 1903 г. – второй съезд РСДРП
    • 1904 -1905 -0 русско-японская война
    • 1905-1907 – первая русская революция
    • 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
    • 1914 – начало Первой мировой войны
    • 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
    • 1917 – Октябрьская революция (переворот)

  • Слайд 9

    Историк

    • Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
    • Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.

  • Слайд 10

    Искусствовед. М.Врубель «Демон поверженный»

  • Слайд 11

    Что мы видим?

    • Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля
    • Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
    • Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…

  • Слайд 12

    В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год

  • Слайд 13

    Симфония художника

    • Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
    • Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…

  • Слайд 14

    К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

    • Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»

  • Слайд 15

    Символический смысл картины

    • Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества
    • Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..

  • Слайд 16

    Литературовед

    • «Золотой век» в истории русской литературы
    • Поэзия сменяется прозой
    • Прозу сменяет поэзия
    • Вывод по первой учебной ситуации:
    • Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
    • Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.

  • Слайд 17

    Вторая учебная ситуация

    • Голоса поэтов начала века
    • Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья»

    Задания для учащихся:

    • Прослушать композицию
    • Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию

  • Слайд 18

    Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г.

  • Слайд 19

    Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)

  • Слайд 20

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

  • Слайд 21

    Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

  • Слайд 22

    Федор Сологуб (Федор Кузмич Тетерников)(1863-1927)

  • Слайд 23

    Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936)

  • Слайд 24

    Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)

  • Слайд 25

    Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

  • Слайд 26

    Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)

  • Слайд 27

    Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922)

  • Слайд 28

    Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)

  • Слайд 29

    Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

  • Слайд 30

    Выводы, запись в тетради:

    • Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
    • Каждый считает, что он в ответе за будущее.
    • Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

  • Слайд 31

    Обзор литературной жизни начала века

    • Символизм
    • Акмеизм
    • Футуризм

    - цели творчества;
    - отношение к миру;
    - отношение к слову:
    - особенности формы произведений

  • Слайд 32

    Таблица по литературным направлениям

    • Цель творчества
    • Отношение к миру
    • Отношение к слову
    • Особенности формы

  • Слайд 33

    Символизм

    • Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени
    • Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:

    Милый друг, иль ты не видишь,
    Что все видимое нами –
    Только отблеск, только тени
    От незримого очами?

  • Слайд 34

    Акмеизм

    • (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)

    Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами:

    - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности
    - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности
    - обращение к человеку, к подлинности его чувств
    - поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала

  • Слайд 35

    Футуризм

    • (от латинского futurum – будущее)
    • Идея разрушения старого мира

    Художественной системе футуризма свойственны:

    • Культ техники, индустриальных городов;
    • Отрицание гармонии как принципа искусства;
    • Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
    • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
    • Пафос эпатажа.

  • Слайд 36

    Вывод

    Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?

    • Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
    • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
    • Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
    • Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
    • Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

  • Слайд 37

    Домашнее задание:

    1. Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся)
    2. Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд