Презентация на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки""

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки" призвана ознакомить аудиторию с основными особенностями сказок этого писателя. Презентация иллюстрирована и подойдет как для проведения тематического урока литературы, так и для самостоятельной работы над произведениями.

Краткое содержание

  • История создания.
  • Жанровое своеобразие.
  • Основные темы.
  • Проблематика.
  • Художественные особенности.

Содержание

  • Слайд 1

    М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки"


  • Слайд 2

    Тема урока

    Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  • Слайд 3

    План урока

    1. История создания.
    2. Жанровое своеобразие.
    3. Основные темы.
    4. Проблематика.
    5. Художественные особенности.

  • Слайд 4

    История создания

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

  • Слайд 5

    Жанровое своеобразие

    В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

    Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

  • Слайд 6

    Аллегория – иносказание

    • Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
    • Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
    • Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

  • Слайд 7

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

    • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
    • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
    • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
    • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

  • Слайд 8

    Проблематика

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

  • Слайд 9

    Художественные особенности

    Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

  • Слайд 10

    Ирония

    • Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
    • Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
    • Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
    • Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

  • Слайд 11

    Особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

  • Слайд 12

    Дикий помещик

  • Слайд 13

    Повесть о том, как один мужик лвух генералов прокормил

  • Слайд 14

    Премудрый пискарь

  • Слайд 15

    Верный Трезор

  • Слайд 16

    Ворон-челобитник

  • Слайд 17

    Медведь на воеводстве

  • Слайд 18

    Орел-меценат

  • Слайд 19

    Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:

    План анализа

    1. Основная тема сказки (о чем?).
    2. Главная мысль сказки (зачем?).
    3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
    а) образы-символы;
    б) своеобразие животных;
    в) близость к народным сказкам.
    4. Сатирические приемы, использованные автором.
    5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,портрет, интерьер.
    6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд