Презентация на тему "Секреты художественного слова"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Секреты художественного слова" по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Секреты художественного словаурок литературы, 5 класс

    МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    В чем источник художественной выразительности тропов?

    В уподоблении предметов и явлений по сходству

  • Слайд 3

    Тропы:

    Гипербола Олицетворение Эпитет Сравнение Метафора Какие тропы вы знаете?

  • Слайд 4

     

    Гипербола Олицетворение Эпитет Сравнение Метафора Поймай мяч и назови значение тропа

  • Слайд 5

    Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому

    Отличительные признаки: Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что) Метафора отличается разнообразием уподоблений Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур

  • Слайд 6

    Найдите средства изобразительно-художественной выразительности

    Яблоко. Светится яблоко передо мной, Будто не яблоко – шар земной. Круглое. Выпуклое. Крутое. Солнцем до самых краев налитое. Яблоко – чудо всем чудесам, - Чуточку сплюснутое к полюсам . Алые полосы – меридианы Пересекают моря и страны. Светится яблоко – шар земной Солнечной красной своей стороной! М.Лисянский.

  • Слайд 7

    Определите тип троповПрокомментируйте их роль в тексте

    А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. А.С.Пушкин

  • Слайд 8

     

    Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. К. Бальмонт В саду горит костер рябины красной , Но никого не может он согреть. С.Есенин

  • Слайд 9

     

    В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин. Красною кистью рябина зажглась... М.Цветаева

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     

    Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Ф.Тютчев За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает… А.С.Пушкин.

  • Слайд 12

    Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке? Отгадав его, вы составите название тропа.

    Воротися, поклонися рыбке, Не хочу быть вольной царицей Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках. А.С.Пушкин.

  • Слайд 13

    2.Утром царевну спросили, как она почивала.-Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело в синяках.Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков.Г.Андерсен «Принцесса на горошине»

  • Слайд 14

    3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь.Волк и поверил лисе.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

  • Слайд 15

    4. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь». -Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась».Русская народная сказка «По щучьему велению».

  • Слайд 16

    5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню.Г.Андерсен «Огниво».

  • Слайд 17

    6. Сват приехал, царь дал словоА приданое готово:Семь торговых городов,Да сто сорок теремов.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

  • Слайд 18

    7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями»Русская народная сказка «Глиняный парень»

  • Слайд 19

    8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две сажени с четвертью.Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

  • Слайд 20

    9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь и на бал приезжать.Ш.Перро «Золушка»

  • Слайд 21

    Гордыня2.Изнеженность3.глуПость 4.лЕнь5.Размеры6.Богатство7.Обжорство8.сиЛа9. зАдание

  • Слайд 22

     

    Гипербола

  • Слайд 23

    Введите в текст изобразительно-выразительные средства так, чтобы картина стала зримой, конкретной (время года), выразительной

    Задание

  • Слайд 24

    Поработайте с черновиком-помощником

    Встреча с ___ лесом Я шагнул(а) на ___ тропинку и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.

  • Слайд 25

    У вас может получиться такой текст

    Встреча с волшебным лесом Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.

  • Слайд 26

    Исправь ошибки:

    Сравнение – это когда одно сравнивается с другим Эпитет – это когда красивый признак предмета точно назван

  • Слайд 27

    Подберите свои поэтические или прозаические примеры, в которых встречаются тропы

    Домашнее задание

  • Слайд 28

    Список использованной литературы

    Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981

  • Слайд 29

     

    Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

  • Слайд 30

    Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

    www. Ru.wikipedia.org http:// russlovesnost. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm http://effor.ru www. Ru.wikipedia.org

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд