Презентация на тему "«Серебряный век» русской поэзии. Символизм"

Презентация: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.55 Мб). Тема: "«Серебряный век» русской поэзии. Символизм". Предмет: литература. 24 слайда. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм
    Слайд 1

    «Серебряный век» русской поэзииСимволизм

  • Слайд 2

    «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов, обозначение эпохи взлёта поэтического искусства конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России («Русский Ренессанс») Николай Авдеевич Оцуп, поэт, переводчик, создатель эмигрантского журнала «Числа» 1890-ые – 1920 г.г.

  • Слайд 3

    1890-ые – 1920 г.г.

  • Слайд 4

    Модернизм (от фр.новейший, современный) - это общее название направлений искусства и литературы к.19- н.20 в.в., подразумевающее новые явления, имеющие целью духовное возрождение человека, преображение мира средствами искусства, отводящие автору роль ТЕУРГА-пророка, способного постичь мировую гармонию, высшие истины

    В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо своё, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города. Н.Гумилёв

  • Слайд 5

    Течения модернизма

    символизм акмеизм футуризм имажинизм

  • Слайд 6

    Символизм

    СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

  • Слайд 7

    «Мрак есть начало света…» (В.Соловьёв)

    В.С.Соловьёв 1853-1900 Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892

  • Слайд 8

    Объединяющим началом мирового единства виделось искусство - “земное подобие творчества божественного”. Символ (многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

  • Слайд 9

    В.Я.Брюсов ТВОРЧЕСТВОТень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.И прозрачные киоски,В звонко-звучной тишине,Вырастают, словно блестки,При лазоревой луне.Всходит месяц обнаженныйПри лазоревой луне...Звуке реют полусонно,Звуки ластятся ко мне.Тайны созданных созданийС лаской ластятся ко мне,И трепещет тень латанийНа эмалевой стене.   

  • Слайд 10

    Символисты

    «Старшие символисты» В.Я. Брюсов (1873-1924) К.Д. Бальмонт (1867-1942)

  • Слайд 11

    Д.С. Мережковский (1865-1941) З.Н. Гиппиус (1869-1945)

  • Слайд 12

    Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников) 1863-1927 Г.Г. Анненский Иннокентий Фёдорович (1955-1909)

  • Слайд 13

    А.А. Блок (1880-1921) «Младшиесимволисты» А. Белый (Б.Н.Бугаев)(1880-1934)

  • Слайд 14

    Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949)

  • Слайд 15

    Идейные вожди, теоретики- Мережковский Д.С., Брюсов В.Я.

    Программа – «Ключи тайн» (В.Брюсов) «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность» «Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю "стихии чуждой, запредельной"

  • Слайд 16

    Особенности эстетики и поэтики символистов

    «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями… откровение». Понятие о ДВОЕМИРИИ, тяготение к мистике Символ (знак чего-л.,многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности Сильное субъективное (личное и личностное) начало Культ впечатления (импрессионизм) Метафоричность, развитие у слова дополнительных значений Минорное звучание поэзии, её музыкальность (словесно-музыкальный поток) Изысканность форм и образов, повышенное внимание к звучанию стихов, иногда в ущерб содержанию

  • Слайд 17

    В.Я.Брюсов Шорох Шорох в глуши камыша,Шелест — шуршанье вершин,Шум в свежей чаще лощин,Шепот души заглуша,Шепот, смущенье и дрожьШирью и тишью живешь.Шумом в глуши камыша,Шелестом вешних вершин,Шорохом в чаще лощин.

  • Слайд 18

    УЧЕНИК ОРФЕЯЯ всюду цепи строф лелеял,Я ветру вслух твердил стихи,Чтоб он в степи их, взвив, развеял,Где спят, снам веря, пастухи;Просил у эхо рифм ответных,В ущельях гор, в тиши яйлы;Искал черед венков сонетныхВ прибое, бьющем в мол валы;Ловил в немолчном шуме моряМетр тех своих живых баллад,Где ласку счастья, жгучесть горяВложить в античный миф был рад;В столичном грозном гуле тоже,Когда, гремя, звеня, стуча,Играет Город в жизнь,- прохожий,Я брел, напев стихов шепча;Гудки авто, звонки трамвая,Стук, топот, ропот, бег колес,-В поэмы страсти, в песни маяВливали смутный лепет грез.      =Все звуки жизни и природыЯ облекать в размер привык:Плеск речек, гром, свист непогоды,Треск ружей, баррикадный крик.Везде я шел, незримо лируДержа, и властью струн храним,Свой новый гимн готовя миру,Но сам богат и счастлив им.Орфей, сын бога, мой учитель,Меж тигров так когда-то пел...Я с песней в адову обитель,Как он, сошел бы, горд и смел.Но диким криком гимн менадыПокрыли, сбили лавр венца;Взвив тирсы, рвали без пощадыГрудь в ад сходившего певца.Так мне ль осилить взвизг трамвайный,Моторов вопль, рев толп людских?Жду, на какой строфе случайнойЯ, с жизнью, оборву свой стих.        

  • Слайд 19

    Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

    В искусстве «серебряного века» Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Демон Демон летящий

  • Слайд 20

    M. A. ВРУБЕЛЮОт жизни лживой и известнойТвоя мечта тебя влечетВ простор лазурности небеснойИль в глубину сапфирных вод.Нам недоступны, нам незримы,Меж сонмов вопиющих сил,К тебе нисходят серафимыВ сияньи многоцветных крыл.Из теремов страны хрустальной,Покорны сказочной судьбе,Глядят лукаво и печальноНаяды, верные тебе. «Царевна-лебедь» «Демон сидящий»

  • Слайд 21

    АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Жестоко – раздумье. Ночное молчаньеКачает виденья былого,Мерцанье встречает улыбки сурово.Страданье –Глубоко – глубоко!Страданье сурово улыбки встречает…Мерцанье былого – виденья качает…Молчанье, ночное раздумье, – жестоко! (В. Брюсов)

  • Слайд 22

    ЮНОМУ ПОЭТУЮноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета:Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее - область поэта.Помни второй: никому не сочувствуй,Сам же себя полюби беспредельно.Третий храни: поклоняйся искусству,Только ему, безраздумно, бесцельно.Юноша бледный со взором смущенным!Если ты примешь моих три завета,Молча паду я бойцом побежденным,Зная, что в мире оставлю поэта.  

  • Слайд 23

    Начало XX века– время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    Стр. 21-24, записи, стихотворение наизусть (по выбору)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке