Презентация на тему "В. Шаламов «Водопад»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "В. Шаламов «Водопад»" разработана для проведения тематического урока русской литературы в 11 классе. Рассматривается произведение как таковое, и его стилистические особенности.

Краткое содержание

  • Задание. Композиция текста, виды, типы.
  • Задание. Композиция стихотворения «Водопад».
  • Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.
  • Домашнее задание.

Содержание

  • Слайд 1

    В. Шаламов «Водопад»


  • Слайд 2

    Содержание

    • Задание. Композиция текста, виды, типы.
    • Задание. Композиция стихотворения «Водопад».
    • Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.
    • Домашнее задание.

  • Слайд 3

    Задание

    • Дайте определение композиции.
    • Назовите композиционные приёмы.
    • Что такое языковая композиция?
    • Назовите типы композиции.
    • Назовите виды композиции.
    • Назовите приёмы анализа поэтического текста.

  • Слайд 4

    Композиция художественного произведения

    Что такое композиция?

    Это прежде всего установление центра, центра зрения художника.

    А.Н.Толстой

  • Слайд 5

     

    Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

  • Слайд 6

    Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

  • Слайд 7

    Композиционные приёмы

    1. Повтор
    2. Усиление
    3. Противопоставление
    4. Монтаж

  • Слайд 8

    Языковая композиция

    Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.

    В.Виноградов

  • Слайд 9

    Типы композиции

    1. Простые (линейные)
    2. Сложные (трансформационные)

  • Слайд 10

    Виды композиции

    1. Кольцевая
    2. Зеркальная
    3. Линейная
    4. Умолчание
    5. Ретроспекция
    6. Свободная
    7. Открытая и т.д.

  • Слайд 11

    Композиционный анализ поэтического текста

    • Строфы и стихи. Микротема каждой части.
    • Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
    • Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
    • Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

  • Слайд 12

    Стихотворение В.Шаламова «Водопад»

    Учимся анализировать поэтический текст. Композиционный анализ.

  • Слайд 13

    Задание

    1. Определите микротемы каждой строфы.
    2. Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
    3. Сопоставьте первое и последнее предложения, название.
    4. Определите вид композиции и композиционные приёмы.
    5. Вывод.

  • Слайд 14

    Определите микротемы каждой строфы.

    • Первая строфа.
    • Ночной водопад.
    • Вторая строфа.
    • Замороженная пена.
    • Третья строфа.
    • Водопад.

  • Слайд 15

    Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.

    Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века.Пена:замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.Жизнь: наша, моленья наши, тоска.

  • Слайд 16

    Сопоставьте первое и последнее предложения.

    • Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде.
    • Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда.
    • Почему название «Водопад»?
    • Главный герой, он везде, от него никуда не уйти.
    • Какие слова в рифме?
    • Ключевые слова, несущие идею.

  • Слайд 17

    Определите вид композиции и композиционные приёмы.

    • Вид – кольцевая.
    • Приёмы – повтор и контраст.

  • Слайд 18

    Охарактеризуйте композицию стихотворения.

    Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.

  • Слайд 19

    Задание

    • Найдите приёмы звукописи в тексте Шаламова.
    • Какую роль играют имена существительные и глаголы?
    • Какие лексические пласты есть в тексте?
    • Каков порядок слов в предложениях?

  • Слайд 20

    Фонетический уровень текста.

    В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие.Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).

  • Слайд 21

    Морфологический уровень текста.

    В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».

  • Слайд 22

    Лексический уровень текста.

    В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.

  • Слайд 23

    Синтаксический уровень текста.

    На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия.Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    Напишите сочинение на тему «Человек и мир в стихотворении В.Шаламова «Водопад».

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд