Презентация на тему "Символизм, акмеизм"

Презентация: Символизм, акмеизм
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Символизм, акмеизм" по литературе. Презентация состоит из 25 слайдов. Для учеников 10-11 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.74 Мб.

Содержание

  • Презентация: Символизм, акмеизм
    Слайд 1

    СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Выполнила Спицына Н.Г. Егорьевская средняя школа Символизм, акмеизм

  • Слайд 2

    Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым. Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом .

  • Слайд 3

    Поэзия серебряного века. Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»: Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус, В. Брюсов. В1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

  • Слайд 4

    Философская основа символизма. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека. Главные средства передачи тайных смыслов - символи музыка. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

  • Слайд 5

    Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов. Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтовГреция. Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого. Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

  • Слайд 6

    Музыкально-композиционные приемы. Аллитерацияиассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики. Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта, обратите внимание на повторяющиеся звуки. ? Какой музыкально-композиционный прием использован ? Чуждый чарам черный челн… Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

  • Слайд 7

    Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового течения, первооснова творчества. Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий. Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский. В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.

  • Слайд 8

    В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма. Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора». Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы. Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него «целым миром из серебра». Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое», «зеркало ясных небес»

  • Слайд 9

    В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей. Мощен Геракл,благороден Ментоний, Мудр многоопытный старец Нелей,- Ты же предвидел в священной дремоте Путь предстоящий, Орфей! Славь им восторг достижимой награды, Думами темных гребцов овладей И навсегда закляни Симплегады Гимном волшебным, Орфей!

  • Слайд 10

    В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись. Отличительные черты поэтики Брюсова–строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха. «Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин

  • Слайд 11

    Образная символика лирики Брюсова.

    Мифологический герой Брюсова - избранник небес. В стихотворении «Одиссей» поэт возносит героя над толпой. Эта исключительность обусловлена тем, что он, как и Орфей, Одиссей, отравлен волшебным ядом искусства . Брюсов провозглашает безраздельную власть искусства над миром , его магическую , заклинающую силу.

  • Слайд 12

    « И всем богам я посвящаю стих…» В. Я .Брюсов На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики – («Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»). На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

  • Слайд 13

    Пейзаж в лирике Брюсова. «Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…» В. Я. Брюсов Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря. Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»: «Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»

  • Слайд 14

    Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие) Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий

  • Слайд 15

    Поэтика акмеизма. Главное значение в поэзии акмеизма приобретаетхудожественное освоение многообразного и яркого земного мира. Особенности поэтики акмеизма: Живописная четкость образов; Вымеренная композиция; Эстетизация детали; Стилистическое равновесие;

  • Слайд 16

    Категория памяти– важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» - называл акмеизм О. Мандельштам. Ключевые категории акмеизма. Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой. Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .

  • Слайд 17

    Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма . Начал свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждаетприоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез . Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .

  • Слайд 18

    Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.

    1905 год – «Путь конквистадоров» 1908 год – «Романтические цветы» 1910 год – «Жемчуга» 1912 год – «Чужое небо» 1915 год – «Колчан» 1918 год – «Костер» 1921 год – «Огненный столп»

  • Слайд 19

    « Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют. Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом… («Память») Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение«Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора– надменного, неуязвимого и бесстрашногопокорителя далеких пространств.

  • Слайд 20

    Во втором сборнике «Романтические цветы»поэт поставил перед собой задачу постепенно свести поэзию на землю.

    В этой книге он по-прежнему говорит из-под маски. Маска Гумилева соответствует тому миру, где она появляется, то есть в Абиссинии это маска абиссинца, в Египте – египтянина, а в Турции – шейха… Больше того – он может превратиться в ягуара. И к людскому крался я жилищу По пустому сумрачному полю…

  • Слайд 21

    «Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»

    Путешествие в неведомые страны было давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны, он задумал побег в южные страны. Возможно, последней каплей, переполнившей его желание, были выставленные в Салоне полотна Гогена, от которых Гумилев пришел в восхищение. Он хотел быть похожим на художника, который сам сделал свою судьбу.

  • Слайд 22

    «Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок . Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальноеи гениально простое…»

  • Слайд 23

    В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги. В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего: И загорелый кормчий ловок, Дыша волной растущей мглы И - от натянутых веревок - Бодрящим запахом смолы.

  • Слайд 24

    Поэтика поздней лирики Гумилева. Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего –главный мотив его поздней лирики. Все проходит, как тень… («Пиза») Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь… «Канцоны»

  • Слайд 25

    Роль и значение поэзии «Серебряного века».

    Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу .Поэзия русского культурного ренессанса обогатила русскую культуру и излучает свою энергию и поныне.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке