Презентация на тему "Сказка как жанр устного народного творчества" 1 класс

Презентация: Сказка как жанр устного народного творчества
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.87 Мб). Тема: "Сказка как жанр устного народного творчества". Предмет: литература. 37 слайдов. Для учеников 1 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Аудитория
    1 класс
  • Слова
    чтение
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сказка как жанр устного народного творчества
    Слайд 1

    Сказка как жанр устного народного творчества

  • Слайд 2

    Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность.

  • Слайд 3

    Это проявляется в волшебных сказках.  «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой.

  • Слайд 4

    «Скоро сказка сказывается…» ─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» ─ говорить.

  • Слайд 5

    Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки.

  • Слайд 6

    Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели.

  • Слайд 7

    Главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка─ внучке                           

  • Слайд 8

    Актуальность проекта:

  • Слайд 9

    На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только в учителя, но и в родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.

  • Слайд 10

    Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел

  • Слайд 11

    Объект исследования: сказки. Предметом исследования: поступки героев русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых  нашей школы.               Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые

  • Слайд 12

    Гипотеза: Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа, со старославянскими словами и поговорками, с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.

  • Слайд 13

    Изучение русских народных сказок позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

  • Слайд 14

    Цели учебного проекта: Ознакомиться с историей происхождения русской народной сказки, с разными видами сказок, уметь их различать, глубже изучить сказки о животных, дать художественный анализ героям сказок о животных; развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками; расширять читательский и культурный кругозор учащихся; планировать и реализовывать проектную деятельность в школе;

  • Слайд 15

    Методические задачи учебного проекта: Обучающие: Научить школьников различать виды русских народных сказок; познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок. Развивающие: Развивать у учащихся познавательный интерес; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитательные: Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки; совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

  • Слайд 16

    Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают, что они появились тогда, когда люди научились писать

  • Слайд 17

    Первые сказки были посвящены явлениям природы, и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом

  • Слайд 18

    Хозяин воды — это дедушка Водяной, а Баба Яга — это не просто злая ведьма, а хозяйка леса и лесных зверей.

  • Слайд 19

    Наши предки верили, что каждый род и племя происходит от конкретного животного, которое было покровителем рода (тотемом). Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович, Сокол или Орел.

  • Слайд 20

    Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни.

  • Слайд 21

    Классификация сказок. Выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие. Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.

  • Слайд 22

    Сказки о животных. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок: 1. Сказки о животных;2. Волшебные сказки;3. Бытовые сказки.

  • Слайд 23

    В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного.

  • Слайд 24

    Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В сказках о животных человек:1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза");2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

  • Слайд 25

    Возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на: 1. Детские сказки.- Сказки, рассказанные для детей.- Сказки, рассказанные детьми. Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир

  • Слайд 26

    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

  • Слайд 27

    Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

  • Слайд 28

    Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

  • Слайд 29

    Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

  • Слайд 30

    7. Структура сказки: Сказка состоит из небольших эпизодов ─  частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп  разработал схему построения сюжета: зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…» существование запрета, нарушение запрета, наказание, отправление в путь (испытания героя), чудесные помощники, достижение цели (битва, схватка), погоня (использование чудесных элементов), приезд домой (предательство, не узнавание), признание героя, концовка

  • Слайд 31

    Присказка ─  это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,   «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» 

  • Слайд 32

    Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – масленагубица, лиса – кукумушка, Лисафья. 8. Художественный анализ героев сказок о животных: История «животной» сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы стаи терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное представление человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждалось им.

  • Слайд 33

    Сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". 9. Показ поступков сказочных героев: Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие

  • Слайд 34

    Сказка«Репка». Сказка«Колобок».

  • Слайд 35

    Сказка «Гуси–лебеди»  Сказка «Кот, лиса и петух».

  • Слайд 36

    Сказка «Заяц-хвастун» . Сказка «Теремок».  Сказка «Курочка Ряба».

  • Слайд 37

    Выводы: Сказка учит человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе, внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке