Презентация на тему "Слово о спасении души русской" 11 класс

Презентация: Слово о спасении души русской
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Слово о спасении души русской" рассказывает о писатели Солженицыне и 2-х его произведениях: "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича". В презентации анализируются главные герои произведений, их судьбы. Также имеются вопросы для самостоятельной работы учеников.

Краткое содержание

  • О писателе;
  • Рассказ "Матрёнин двор";
  • "Один день Ивана Денисовича".

Содержание

  • Презентация: Слово о спасении души русской
    Слайд 1

    Слово о спасении души русской

  • Слайд 2

    А.И. Солженицын​

    Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, недошептал, недохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    "Не стоит село без праведника".

    Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И. Солженицын)

  • Слайд 5

    Рассказ "Матрёнин двор"

    • В 1959 г. А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
    • Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 г. во избежание трений с цензурой издатель А.Т. Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
  • Слайд 6

    Кого мы называем праведниками?

    Академический словарь русского языка.

    • Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
    • Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

    • У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
    • Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.)

    Что общего в этих определениях?

  • Слайд 7

    Матрена Васильевна

    • Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной Васильевной?
    • Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?
    • Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
  • Слайд 8

    Дом Матрены

    Снаружи:

    • четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону
    • изгнившая щепа
    • посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка

    Изнутри:

    • русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга
    • тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека
    • любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живойтолпой
    • «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
  • Слайд 9

    Матрена Васильевна

    Какие детали внешности Матрёны отмечает автор?

    • Автор намеренно не даёт подробного, конкретного описания внешности героини («одинокая женщина лет шестидесяти», «по глазам её замутнённым было видно, что болезнь измотала её», «простодушно глядя бледно-голубыми глазами», «улыбка её кругловатого лица»). Лишь одна портретная деталь подмечается им часто - улыбка, «лучезарная», «извиняющаяся», «добрая».

    Какова речь Матрёны?

    • Речь Матрёны плавная, певучая, исконно русская, доброжелательная. «Она начиналась каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
    • «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
  • Слайд 10

    Один день из жизни Матрёны Васильевны

    • Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому
    • Лишь бы не запоздниться (вставать в 4-5 утра)
    • Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд.
    • Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход
    • Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой
    • Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу)

  • Слайд 11

    Что хотел сказать нам автор, показывая трудную жизнь Матрёны?

    Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а потом списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. «А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Пенсия полагалась только «за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташеи сколько он там получал». А в противовес рассказчик подмечает: «Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у неё приходилось какое-нибудь другое немалое дело…» Не одними мирскими делами жила Матрёна.

  • Слайд 12

    Как же другие люди приспосабливаются к такой невыносимой жизни?

    Самая устрашающая и показательная фигура в рассказе – это Фаддей. Недаром в его описании автор шесть раз использует слово «чёрный». Он – «ненасытный старик», потерявшую всякую, даже элементарную жалость, обуреваемый единственной жаждой – жаждой наживы. Таков же его сын – ученик 8 «Г» класса Антон Григорьев. «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».

  • Слайд 13

    Каковы причины гибели Матрёны?

    • Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик. А как относятся к её смерти в деревне? Зачитайте из текста.
    • «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    «Один день Ивана Денисовича»

    • «Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир» осенью того же года.
    • Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».
  • Слайд 17

    «…Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны)… Впрочем, Шухов не промах и судит обо всех событиях в стране посмелее генерала…».

  • Слайд 18

    Читатели встречаются с главным героем зимой 1951 года (это понятно из его мыслей о письме). Родился Шухов в 1911 году. Провёл довоенные годы в деревне Тегменёво. Женился, появились дети: две дочери да сын, который рано умер. На войне герой с первых дней: «Из дому Шухов ушёл двадцать третьего июня сорок первого года». Да в феврале 1942 года на Северо-Западном фронте их армию окружили, Шухов в плен и попал, правда, сумел бежать, но не нужно это было: всё равно в 1943 году был осуждён по сфабрикованному делу «за измену родине». В деле так и было написано «задание», потому что «какое задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь». Осуждён был Шухов на 10 лет. К 1951 году он отсидел 8 лет, осталось ему «зиму – лето да зиму – лето».

  • Слайд 19

    Остался ли человеком Иван Денисович? Докажите это или опровергните примерами из повести

    Конечно, лагерь – это страшный «организм», который перерабатывает все души человеческие, который проводит свои эксперименты над людьми. Кажется, и Шухов поддался ужасной лагерной жизни, но ведь ему нужно выжить в лагерном аду. Вот почему здесь не прочь «закосить» лишнюю порцию баланды, при температуре -27 градусов не запустить под рубаху стужу, сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроническим голодом и изнуряющей работой теле. Но всё же Иван Денисович остался человеком. Этому много доказательств.

  • Слайд 20
    • Во-первых, запомнил Шухов слова своего первого бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, кто к куму (опер в лагере) ходит стучать». Шухов так никогда не делал.
    • Во-вторых, не унижался Шухов, добывая лишнюю пайку, табак, не роняет своего человеческого достоинства: «Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался». Как заметил Владимир Лакшин, «утверждался» не в чём-то одном, а в общем отношении к жизни. Даже удивительно то, что размышляя о будущей своей работе по выходе из заключения, Шухов считает: «Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать, Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился».
  • Слайд 21

    В-третьих, у Ивана Денисовича правильное отношение к работе, по принципу: Заработал – получай, «а на чужое добро брюха не распяливай». Шухов и на «объекте» работает добросовестно, как он всегда работал на воле. Работает он в бригаде – «это такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга. Тут так: или всем дополнительное, или все подыхайте». Для Шухова и в этой работе радость, ведь он мастер любого дела, даже в момент работы он меняется ролями с бригадиром, потому что труд - это жизнь для Ивана Денисовича.

  • Слайд 22
    • В-четвертых, в лагере Шухова уважают, даже доверяют ему: латыши могут одолжить табак – знают, Шухов вернёт; Цезарь Маркович прячет у Ивана Денисовича всю свою посылку, чтобы не утащили, не украли, не разобрали.
    • В-пятых, поведение даже в лагере у Шухова остаётся человеческим, он не может есть в столовой в шапке, всегда снимает её. Кроме того, он за другими наблюдает и делает выводы: бригадир Тюрин -«тоже в шапке есть не научился, Андрей Прокофьич…». Варлаам Шаламов, писатель, прошедший сталинские лагеря, говорил в стихах о таких людях:

    Неволя заставит пройти через грязь,Купаться в ней свиньи лишь могут…

  • Слайд 23

    В-шестых, Шухов никого никогда не осуждает, только осторожно про себя замечает, как бы он сделал. Шухов понимает, что «не подмажешь» - не проживёшь, поэтому он не осуждает бригадира, которому все несут. Не ругает и Цезаря Марковича, который сам несёт. Не гневается на конвой, как другие, Шухов даже жалеет их – ведь у них своя совсем незавидная работа: стоять на морозе, пересчитывать заключённых, не ошибаться, иначе придётся пересчитывать, ловить беглецов в любую погоду и время суток.

  • Слайд 24

    Много ли героев в повести, которые, подобно Шухову, остались людьми?

    Назовите их, расскажите о них.

    • Алёшка-баптист
    • Сенька Клёвшин
    • Бригадир Тюрин
    • Кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский
    • Гопчик
    • Латыши
    • Цезарь Маркович
  • Слайд 25

    «Один день Ивана Денисовича»

    После выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» в критике разгорелась полемика: герой Солженицына проживает достаточно благополучный день, другое дело у Варлаама Шаламова – там «горчит» любой эпизод, а у Солженицына – «лёгкая повесть».

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Ссылки на использованные материалы

    http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке