Презентация на тему "Смысловое прочтение текста" 5 класс

Презентация: Смысловое прочтение текста
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.19 Мб). Тема: "Смысловое прочтение текста". Предмет: литература. 19 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Смысловое прочтение текста
    Слайд 1

    Смысловое прочтение текста

    Автор работы: решетникова А.П, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14» города братска

  • Слайд 2

    Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

  • Слайд 3

    Двадцатое октября Классная работа Что такое смысловое чтение? Творчество учителя и ученика – самый мощный импульс в развитии гармоничной личности ребенка.

  • Слайд 4

    Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, эта работа включает в себя, прежде всего, смысловое чтение.

    К организации работы с текстом выдвигаются особые требования: восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); его лингвистический анализ (осознание учащимися изобразительно выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); выразительное чтение (знакомство с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса). заучивание наизусть (тренируется память, обогащается словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение творческой работы на основе проанализированного текста.

  • Слайд 5

    Андре Моруа: «Книга дает возможность человеку подняться над самим собой».

    «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - писал Л.Выготский «Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно-выразительные средства языка, и путь к этому - двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста», -писал Н.М.Шанский.

  • Слайд 6

    Как развивать речь и мышление учащихся?

    Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

  • Слайд 7

    Обучение учащихся грамотному, зрелому чтению – это процесс восприятия и активной переработки информации:

    Смысловая обработка текста: - выделение информации; организация; предвосхищение; обобщение; критическое осмысление; - оценка

  • Слайд 8

    В ходе смыслового чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте.

    Главные признаки текста: * связность; * единство; * целостность

  • Слайд 9

    Уроки литературы…Среди прочих предметов школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки, которые являются целью овладения любой школьной дисциплиной, здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, - умению быть человеком.

  • Слайд 10

    Академический час - праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, колодец души, поиск истины…

    идея личностного подхода к воспитаннику; идея практико-ориентированного обучения; идея гуманизации образовательного процесса; идея обучения и воспитания в деятельности; идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе; идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия; идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.

  • Слайд 11

    Каждый ребенок есть в известной степени гений. Шопенгауэр

    Творчество всегда диалогично. Это диалог со зрителем, с читателем, со слушателем. Даже с самим собой. Урок – это диалог, рождающийся из внутреннего диалога учителя и стимулирующий внутренний диалог учащихся. Поэтому со творческая наука превращает класс в мастерскую, где учитель и ученик учат друг друга главной науке – умению делать открытия, прежде всего через осмысленное чтение.

  • Слайд 12

    Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М. Бахтина, – это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».

  • Слайд 13

    Технология опыта.

    Труд учителя отличается от труда скульптора лишь тем, что тот творит из камня, а учитель – из наинежнейшего на свете материала: чистой души ребёнка – творца и героя. В. Келер.

  • Слайд 14

    Какие же признаки текста должны быть усвоены на уроках русского языка?

    Текст. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Техttехtus «словесное единство» (tехо «тку». (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка). Поэт-просветитель XVIII века А. Кантемир в одной из сатир пишет: Хоть муза моя всем сплошь иматьдосаждати, Богат, нищ, весел, скорбен — буду стихи ткати...

  • Слайд 15

    Опора на текст как речеведческое понятие

    Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского за­мысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном создании мастеров искусства слова. Вспомним слова замечательного филолога А. А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке». Поэтому при выполнении заданий в классе надо опираться не только на знания, но и на чувство языка, которое развивается, совершенствуется в процессе творческой работы с текстом. Без развитого чувства языка не может быть языковой личности.

  • Слайд 16

    Люблю появление ткани, Когда после двух или трех, А то четырех задыханий Придет выпрямительный вздох — И так хорошо мне и тяжко, Когда приближается миг — И вдруг дуговая растяжка Звучит в бормотаньях моих. (О. Мандельштам).

  • Слайд 17

    Заглядывал я в старь в Академический словарь. А.С.Пушкин

    Словарь. А .Тарковский Я ветвь меньшая от ствола России, Я плоть ее, и до листвы моей Доходят жилы, влажные, стальные, Льняные, кровяные, костяные, Прямые продолжения корней. Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока Течет по жилам — боль моя и благо — Ключей подземных ледяная влага, Все эР и эЛь святого языка. Я призван к жизни кровью всех рождений И всех смертей, я жил во времена, Когда народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена. Его словарь открыт во всю страницу, От облаков до глубины земной,— Разумной речи научить синицу И лист единый заронить в криницу, Зеленый, рдяный, ржавый, золотой. Криница, ы, ж. нар.-разг. Колодец, родник. Напоить ковшом из криницы.

  • Слайд 18

    НАКАЗ РОДИТЕЛЯМ:

    Читайте детям книги, а не нотации

  • Слайд 19
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке