Презентация на тему "Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В. Гоголя "Вий" представляет анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

Краткое содержание

  1. Цель урока
  2. Описание персонажей
  3. Отрывки из произведения
  4. Вопросы

Содержание

  • Слайд 1

    Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»

    Урок литературы в 6 классе.

    Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

  • Слайд 2

     

    Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

    В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

    • Реалистическое:

    Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

  • Слайд 3

     

    • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

    Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

    Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

  • Слайд 4

     

    «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

    «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

  • Слайд 5

     

    «Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием , - говоря, что чему быть, того не миновать».

  • Слайд 6

     

    • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

    Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

  • Слайд 7

     

    • Мистическое:

    Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

    1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
    2. В каком состоянии находится сам Хома?

    Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

  • Слайд 8

     

    Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

    …Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

  • Слайд 9

     

    Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

    И вот ведьма превращается в красавицу.

    • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
    • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
    • Что поражает в этом портрете?
    • Что такое портрет?

  • Слайд 10

     

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

  • Слайд 11

     

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал , что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

  • Слайд 12

     

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз : такая страшная, сверкающая красота!»

  • Слайд 13

     

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки , но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?

  • Слайд 14

     

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

  • Слайд 15

     

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

  • Слайд 16

     

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

  • Слайд 17

     

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    Вий.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

  • Слайд 18

     

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд