Презентация на тему "Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение?"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение?" рассказывает о сопоставлении и противопоставлении характеристик героев, роли сравнительной характеристики, также приведены темы сочинений по типу сравнительной характеристики.

Краткое содержание

  1. Сопоставление и противопоставление
  2. Роль сравнительной характеристики
  3. Темы сочинений по типу сравнительной характеристики
  4. Вступление
  5. Заключение
  6. Темы сочинений

Содержание

  • Слайд 1

    Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение?

    Как писать сочинение?

  • Слайд 2

    Сопоставление и противопоставление

    • Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту).
    • Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.

  • Слайд 3

     

    • Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).
    • Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев.
    • В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

  • Слайд 4

    Роль сравнительной характеристики

    • Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.

    Роль сравнительной характеристики

  • Слайд 5

    Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна

    План:
    1. Вступление:

    • В чём смысл жизни – основной вопрос романа
    • А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
    1. Сходные черты:
    1) сравнительно широкие познания;
    2) проницательность ума;
    3) независимость;
    4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны;
    5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рождению.

  • Слайд 6

     

    2. Контрастные качества:

    1) себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны:

    а) в любви;

    б) в других человеческих взаимоотношениях;

    равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу.

    III. Заключение.

    1. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

    2. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием?

    Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

  • Слайд 7

    Темы сочинений по типу сравнительной характеристики

    Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например:

    • Жизненные позиции Чацкого и Молчалина;
    • Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского;
    • Онегин и Печорин как выразители своих эпох;
    • Честь в понимании Печорина и Грушницкого;
    • Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза");
    • Обломов и Штольц;
    • Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова;
    • Правда Раскольникова и правда Сони;

  • Слайд 8

     

    • Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
    • Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона;
    • Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы;
    • Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина;
    • Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького "На дне");
    • Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита";
    • Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

  • Слайд 9

    Как писать вступление и заключение?

    • Мцыри и Демон

    ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ:

    В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

  • Слайд 10

    Чацкий и Онегин. ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

    И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.

  • Слайд 11

     

    ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ. А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».

    1.Дикой и Кабанова.
    2.Борис и Тихон.
    3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина.
    4.Паратов и Карандышев.
    5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.

  • Слайд 12

     

    Лариса и Катерина - сравнительная характеристика.

    ПЛАН

    I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России.
    II.Жизнь и судьба главных героинь.
    Черты различия:
    1)Общественное положение.
    2)Образ жизни.
    Черты сходства:
    1)Черты характера.
    2)Несчастная любовь.
    3)Роль окружающих в трагедии героинь.
    4)Трагическая судьба: кто виноват?
    III. Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?

  • Слайд 13

     

    Автор: учитель русского языка и литературы, Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2011 год.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд