Презентация на тему "«Кавказский пленник» Л.Н. Толстой" 5 класс

Презентация: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
10 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "«Кавказский пленник» Л.Н. Толстой" по литературе. Состоит из 25 слайдов. Размер файла 1.93 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
    Слайд 1

    Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»(Урок литературы. 5 класс)

  • Слайд 2

    1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки. Цели урока:

  • Слайд 3

    Из словаря С.И.Ожегова:

    Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

  • Слайд 4

    Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Военно-грузинская дорога

    М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

  • Слайд 10

    .

    - Тема и идея художественного произведения; Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. - Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. -Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью? Главные герои- Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары) Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь. Устная работа по вопросам

  • Слайд 11

    План: 1.Военное звание. 2.Внешняя характеристика: 3.Плен: а) место жительства в плену; б) питание пленных; в) занятия; г) подготовка к побегу; 4.Первый побег. 5. Второй побег. - Что общее у героев и что их различает? - Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) - А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? ( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

  • Слайд 12

    Как герой оказался в плену?

  • Слайд 13

    Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. - найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради) Жилин Костылин ходит по аулу спит всматривается скучает выпытывает информацию считает дни рукодельничает ждет ответ на письмо -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи. - Как завоевывает Жилин симпатию горцев? (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) - Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? ( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг - Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

  • Слайд 14

    - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? - Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. - А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

  • Слайд 15

    Внешность героя

  • Слайд 16

    -Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми. Работа в группах.

  • Слайд 17

    Чем герой занимался в плену?

  • Слайд 18

    Чем герой занимался в плену?

  • Слайд 19

    Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей

  • Слайд 20

    Вывод:

    Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. -Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?» Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя. - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

  • Слайд 21

    В чём смысл названия рассказа?

    ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

  • Слайд 22

    «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов

  • Слайд 23

    Итог урока. Рефлексия.

    1. Чему учит рассказ? 2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой? - Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

  • Слайд 24

    Домашнее зедание.

    Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

  • Слайд 25

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ bibliotekar.ru/rus/index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html http://pedsovet.su/

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке